Медицинский портал - Беременность. Выделения. Климакс. Месячные

Медицинский портал - Беременность. Выделения. Климакс. Месячные

» » Структура программного обеспечения. Структурная схема программы и средства для ее изменения Разработка структурных и функциональных схем

Структура программного обеспечения. Структурная схема программы и средства для ее изменения Разработка структурных и функциональных схем

Структурной называют схему, отражающую состав и взаимодействие по управлению частей разрабатываемого программного обеспечения.

Структурные схемы пакетов программ не информативны, поскольку организация программ в пакеты не предусматривает передачи управления между ними. Поэтому структурные схемы разрабатывают для каждой программы пакета, а список программ пакета определяют, анализируя функции, указанные в техническом задании.

Самый простой вид программного обеспечения - программа, которая в качестве структурных компонентов может включать только подпрограммы ибиблиотеки ресурсов. Разработку структурной схемы программы обычно выполняют методом пошаговой детализации.Структурными компонентами программной системы или программного комплекса могут служить программы, подсистемы, базы данных, библиотеки ресурсов и т. п.Структурная схема программного комплекса демонстрирует передачу управления от программы-диспетчера соответствующей программе (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Пример структурной схемы программного комплекса

Структурная схема программной системы, как правило, показывает наличие подсистем или других структурных компонентов. В отличие от программного комплекса отдельные части (подсистемы) программной системы интенсивно обмениваются данными между собой и, возможно, с основной программой. Структурная же схема программной системы этого обычно не показывает (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Пример структурной схемы программной системы

Более полное представление о проектируемом программном обеспечении с точки зрения взаимодействия его компонентов между собой и с внешней средой дает функциональная схема.

Функциональная схема. Функциональная схема или схема данных (ГОСТ 19.701-90) - схема взаимодействия компонентов программного обеспечения с описанием информационных потоков, состава данных в потоках и указанием используемых файлов и устройств. Для изображения функциональных схем используют специальные обозначения, установленные стандартом. Основные обозначения схем данных по ГОСТ 19.701-90 приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Название блока Обозначение Назначение блока
Запоминаемые данные Для обозначения таблиц и других структур данных, которые должны быть сохранены без уточнения типа устройства
Оперативное запоминающее устройство Для обозначения таблиц и других структур данных, хранящихся в оперативной памяти
Запоминающее устройство с последовательной выборкой Для обозначения таблиц и других структур данных, хранящихся на устройствах с последовательной выборкой (магнитной ленте и т.п.)
Запоминающее устройство с прямым доступом Для обозначения таблиц и других структур данных, хранящихся на устройствах с прямымдоступом (дисках)
Документ Для обозначения таблиц и других структур данных, выводимых на печатающее устройство
Ручной ввод Для обозначения ручного ввода данных с клавиатуры
Карта Для обозначения данных на магнитных или перфорированных картах
Дисплей Для обозначения данных, выводимых на дисплей компьютера


Функциональные схемы более информативны, чем структурные. На рис. 5.3 для сравнения приведены функциональные схемы программных комплексов и систем.

Все компоненты структурных и функциональных схем должны быть описаны. При структурном подходе особенно тщательно необходимо прорабатывать спецификации межпрограммных интерфейсов, так как от качества их описания зависит количество самых дорогостоящих ошибок. К самым дорогим относятся ошибки, обнаруживаемые при комплексном тестировании, так как для их устранения могут потребоваться серьёзные изменения уже отлаженных текстов.

Рис. 5.3. Примеры функциональных схем: а - комплекс программ; б - программная система


Схемы алгоритмов


Разработка структурной схемы (архитектуры) программы является одним из наиболее важных этапов в процессе разработки программного обеспечения по следующим причинам:

  • неправильный выбор архитектуры ведет к риску срыва всего проекта в будущем;

  • данный этап является базовым для всего процесса разработки;

  • хорошо продуманная архитектура позволяет легко модифицировать программный продукт, если произойдут изменения требований к нему.
Под архитектурой понимается совокупность компонентов программы, а также связи и способы организации информационного обмена между ними. Первой задачей, которую необходимо решить при разработке структурной схемы системы, является задача определения составляющих её компонентов.

Исходя из анализа требований, предъявляемых к системе, определяется набор всех функций, выполнение которых программа должна поддерживать. Далее полученные функции объединяются в логически связанные между собой группы. Каждая из таких групп может стать одним из компонентов программной системы. Надо быть готовым к тому, что первая версия набора компонентов не будет являться полной. В процессе анализа функций и на первых стадиях проектирования архитектуры могут быть выявлены дополнительные функции, которые необходимо включить в разрабатываемую программу. По большей части данные функции будут необходимы для выполнения технологических процессов по поддержанию системы в целостном и работоспособном состоянии. Совершенно естественно предположить, что данные функциональные особенности не могут быть известны заказчику программной системы, и разработчикам на первых этапах разработки.

В первую очередь архитектура программы должна включать общее описание системы. Без такого описания достаточно трудно составить согласованную картину из множества мелких деталей или хотя бы десятка отдельных классов. Архитектура должна включать подтверждения того, что при её разработке были рассмотрены альтернативные варианты, и обосновывать выбор окончательной организации системы.

Архитектура должна чётко определять ответственность каждого компонента. Компонент должен иметь одну область ответственности и как можно меньше знать об областях ответственности других компонентов. Сведя к минимуму объём сведений, известных компонентам о других компонентах, можно легко локализовать информацию о проекте приложения в отдельных компонентах.

Архитектура должна ясно определять правила коммуникации между компонентами программы и описывать, какие другие компоненты данный компонент может использовать непосредственно, какие косвенно, а какие вообще не должен использовать.

Пользовательский интерфейс часто проектируется на этапе выработки требований. Если это не так, его следует определить на этапе разработки архитектуры. Архитектура должна описывать главные элементы формата web-страниц, графического интерфейса (GUI) и т.д. Удобство интерфейса может в итоге определить популярность или провал программы.

Архитектура программы является модульной, чтобы графический интерфейс можно было изменить, не затрагивая основную логику программы.

Программу обработки анкет опроса студентов можно условно разделить на две части с разными функциями и уровнем доступа для пользователей:


  • система проведения анкетирования студентов;

  • система обработки результатов анкетирования;

  • система управления.
Все части связаны в единую программу общей базой данных.



Рисунок 2.1. - Структура системы


Система анкетирования содержит следующие функции:

  • выдачи вопроса из анкеты;

  • автоматической проверки типа и корректности вводимых данных;

  • сохранения данных в базу данных.
Система обработки результатов анкетирования позволяет:

  • выводить на экран или распечатывать отчёты по проведению анкетирования;

  • просматривать информацию о проведении анкетирования конкретного студента;

  • сравнивать результаты текущего и предыдущих анкетирований с этими же вопросами.
Система управления позволяет:

  • контролировать проведение анкетирования;

  • управлять данными – добавлять, удалять и изменять;
В свою очередь каждую из систем можно разделить на две подсистемы исходя из среды, в которой они выполняются:

  • cерверная часть, написанная на языке программирования PHP и выполняющаяся на сервере;

  • клиентская часть, написанная на языке разметки HTML и языке программирования JavaScript с использованием библиотеки jQuery и выполняющаяся в браузере пользователя.
С
ерверная часть программы по своей структуре соответствует архитектуре MVC (Model-View-Controller) или модель-представление-контроллер. MVC представляет собой архитектуру программного обеспечения, в которой модель данных приложения, пользовательский интерфейс и управляющая логика разделены на три отдельных компонента, так, что модификация одного из компонентов оказывает минимальное воздействие на другие компоненты.
Рисунок 2.2. – Архитектура «Модель-Представление-Контроллер»
Такой подход позволяет разделить данные, представление и обработку действий пользователя на три отдельных компонента.

  • Model (Модель) - модуль, отвечающий за непосредственный расчёт чего-либо на основе полученных от пользователя данных. Результат, полученный этим модулем, должен быть передан в контроллер, и не должен содержать ничего, относящегося к непосредственному выводу (то есть должен быть представлен во внутреннем формате системы). Основная цель - сделать так, чтобы модель была полностью независима от остальных частей и практически ничего не знала об их существовании, что позволило бы менять и контроллер и представление модели, не трогая саму модель и даже позволить функционирование нескольких экземпляров представлений и контроллеров с одной моделью одновременно. В следствие этого модель ни при каких условиях не может содержать ссылок на объекты представления или контроллера.

  • View (Представление) - модуль вывода информации. В обязанности представления входит отображение данных полученных от модели. Обычно представление имеет свободный доступ к модели и может брать из нее данные, однако это доступ только на чтение, ничего менять в модели или даже просто вызывать методы, приводящие к изменению ее внутреннего состояния, представлению запрещено. Для взаимодействия с контроллером, представление, как правило, реализует некий интерфейс, известный контроллеру, что позволяет менять представления независимо и иметь несколько представлений на контроллер.

  • Controller (Контроллер) - модуль управления вводом и выводом данных. В задачи контроллера входит реакция на внешние события и изменение модели и/или представления в соответствии с заложенной в него логикой. Один контроллер может работать с несколькими представлениями, в зависимости от ситуации, взаимодействуя с ними через некий (заранее известный) интерфейс, который эти представления реализуют. Важный нюанс - в классической версии MVC контроллер не занимается передачей данных из модели в представление.

    Контроллер получает данные от пользователя и передаёт их в модель. Кроме того, он получает сообщения от модели, и передаёт их в представление. Важно отметить, что как представление, так и контроллер зависят от модели. Однако модель не зависит ни от контроллера, ни от поведения. Это одно из ключевых достоинств подобного разделения. Оно позволяет строить независимую от визуального представления модель, а также создавать несколько различных представлений для одной модели.
Преимущества, которые представляет архитектура MVC по сравнению с традиционной моделью:

  • прозрачность системы;

  • единая точка входа в систему;

  • повторное использование кода;;

  • быстрая разработка;

  • наличие готовых решений;

  • простота поддержки;

  • лёгкое внесение изменений.
Таким образом, использование архитектуры MVC даёт ощутимые преимущества при проектировании и разработке программы обработки анкет опроса студентов кафедры, что положительно влияет как на скорость самой разработки, так и на качество конечного результата.

2.Разработка структуры базы данных программы

Организация структуры БД формируется исходя из следующих соображений:

  • адекватность описываемому объекту - на уровне концептуальной и логической модели;

  • удобство использования для ведения учёта и анализа данных - на уровне так называемой физической модели.
По модели представления данных в качестве основных выделяют иерархическую, сетевую и реляционную модели, соответственно для работы с каждой из вышеперечисленных баз данных используют свою СУБД.

В данном случае наиболее подходящей является реляционная модель данных, так как вся информация может быть легко представлена в виде таблиц. Реляционная модель данных - логическая модель данных, описывающая структурный аспект, аспект целостности и аспект обработки данных в реляционных базах данных.

Структурный аспект - данные в базе данных представляют собой набор отношений.

Аспект целостности - отношения отвечают определенным условиям целостности.

Аспект обработки - поддерживаются операторы манипулирования отношениями.

Немаловажным аспектом проектирования базы данных является нормализация - процесс преобразования базы данных к виду, отвечающему нормальным формам. Нормализация позволяет обезопасить базу данных от логических и структурных проблем, называемых аномалиями данных. К примеру, когда существует несколько одинаковых записей в таблице, то существует риск нарушения целостности данных при обновлении таблицы. Таблица, прошедшая нормализацию, менее подвержена таким проблемам, т.к. ее структура предполагает определение связей между данными, что исключает необходимость в существовании записей с повторяющейся информацией.

В качестве СУБД была выбрана свободная система управления базами данных MySQL. Гибкость СУБД MySQL обеспечивается поддержкой большого количества типов таблиц: пользователи могут выбрать как таблицы типа MyISAM, поддерживающие полнотекстовый поиск, так и таблицы InnoDB, поддерживающие транзакции на уровне отдельных записей. Благодаря открытой архитектуре и GPL-лицензированию (GNU General Public License - лицензия на свободное программное обеспечение, цель которой предоставить пользователю права копировать, модифицировать и распространять программы, а также гарантировать, что и пользователи всех производных программ получат вышеперечисленные права), в СУБД MySQL постоянно появляются новые типы таблиц.

Важным достоинством СУБД MySQL является то, что она портирована на большое количество платформ, таких как AIX, FreeBSD, HP-UX, GNU/Linux, Mac OS X, NetBSD, OpenBSD, Solaris и Windows. Отметим, что компания MySQL AB предоставляет для свободной загрузки не только исходные коды СУБД, но и откомпилированные и оптимизированные под конкретные операционные системы готовые исполняемые модули.

MySQL имеет интерфейс прикладного программирования (API) для таких языков, как Delphi, C, C++, Java, Perl, PHP, Python и Ruby, библиотеки для языков платформы.NET, а также обеспечивает поддержку для ODBC посредством ODBC-драйвера (Open DataBase Connectivity - это программный интерфейс доступа к базам данных) MyODBC.

Основным типом таблиц был выбран тип MyISAM. MyISAM-таблицы идеально оптимизированы для использования в связке с web-приложениями, где преобладают запросы на чтение. Таблицы типа MyISAM показывают очень хорошие результаты производительности при выборках SELECT. Во многом это связано с отсутствием поддержки транзакций и внешних ключей. Однако при модификации и добавлении записей вся таблица кратковременно блокируется, что может привести к серьёзным задержкам при большой загрузке. Но в случае с программой анализа анкет опроса это не является серьёзной проблемой, так как высокая нагрузка на систему не планируется.

Ещё одним преимуществом таблиц типа MyISAM является платформенная независимость. Табличные файлы можно перемещать между компьютерами разных архитектур и разными операционными системами без всякого преобразования.

В таблицах MyISAM могут быть фиксированные, динамические либо сжатые записи. Выбор между фиксированным и динамическим форматом диктуется определениями столбцов.

Структура базы данных представлена на рисунке 2.4.

Р

исунок 2.3. – Структура базы данных


Организованные в базе данных связи между таблицами позволяют выполнять каскадное удаление и обновление данных. Использование развязочных таблиц позволило сократить избыточность данных до минимума.

Таблица it_students содержит данные о студентах, прошедших анкетирование.

Таблица 2.1 – Таблица данных «it_students»


Поле

Тип

Длина

Описание

id

Числовой

11

Индекс

num

Числовой

11

Номер студенческого билета

name

Символьный

100

Имя

second_name

Символьный

100

Отчество

surname

Символьный

100

Фамилия

birth

дата

-

Дата рождения

year_postupl

год

-

Год поступления

address

Символьный

500

Адрес

phone_h

Символьный

15

Домашний телефон

phone_m

Символьный

15

Мобильный телефон

mail

Символьный

250

Адрес e-mail

icq

Числовой

10

Номер ICQ

Таблица it_answers_var содержит варианты ответов на вопросы анкетирования.

Таблица 2.2 – Таблица данных «it_answers_var»

Таблица it_questions содержит вопросы анкетирования.

Таблица 2.3 – Таблица данных «it_questions»

Таблица it_tests_cfg делает привязку вопросов анкетирования к конкретной анкете.

Таблица 2.4 – Таблица данных «it_tests_cfg»

Таблица it_tests содержит данные обо всех анкетах и датах проведения анкетирований.

Таблица 2.5 – Таблица данных «it_tests»

Таблица it_text_answers содержит данные об ответах студентов, вводимых вручную.

Таблица 2.6 – Таблица данных «it_text_answers»

Таблица it_students_answers содержит данные об ответах студентов.

Таблица 2.6 – Таблица данных «it_students_answers»

3.Разработка модели информационных потоков базы данных

Поскольку программа анализа анкет опроса студентов построена по принципу MVC, то можно представить информационные потоки следующим образом. При поступлении запроса от пользователя, который отсылает браузер Web-серверу, контроллер, следуя запрограммированным алгоритмам квалифицирует полученный запрос, изменяет и передаёт его в модель. Модель, являющаяся связующим звеном между контроллером и СУБД, интерпретирует запрос и делает соответствующее обращение к СУБД MySQL, возвращая результаты контроллеру.

Примечательно, что для контроллера остаётся скрытым то, с каким типом или реализацией СУБД он работает, все обращения к БД происходят посредствам модели, основной задачей который и является абстрагирование работы с данными. Вместо базы данных можно даже использовать текстовый или XML файл, для контроллера это не будет иметь значения. Параллельно контроллер отправляет запрос компоненту представление, который компонует конечный шаблон и возвращает контроллеру. Так же возможен вариант, когда обмен данными происходит напрямую между моделью и представлением. Контроллер объединяет выборку из базы данных и шаблон представления и передаёт браузеру пользователя.



Рисунок 2.4. - Схема информационных потоков архитектуры МVС

4.Разработка алгоритмического обеспечения

Алгоритмическое обеспечение всех компонентов программы имеет значительные отличия, поскольку они несут различный функционал.

При первом входе студента в систему анкетирования создаётся новый идентификатор сессии. Сессия или session, позволяет серверу определить пользователя с помощью специального номера, который уникален и назначается при работе пользователя с сервером. Кроме того, сессии позволяют связывать переменные с этим пользователем и хранить эти переменные на сервере. Другими словами сессии позволяют делать переменные глобальными для всех компонентов программы. Таким образом, система анкетирования может однозначно определить, от кого из пользователей, работающих с программой, пришли те или иные данные.

Д
алее студент отвечает на ряд вопросов анкетирования и только по окончании опроса все данные сохраняются в базе данных. Алгоритм работы системы анкетирования показан на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5. – Алгоритм работы системы анкетирования

Одним из важнейших пунктов безопасности web-приложения является проверка всех поступающих данных, поэтому стоит всегда проверять данные, вводимые пользователем в формы поиска, заполнения полей регистрации и так далее на наличие «опасных» данных. Это может быть вредоносный JavaScript код, PHP или PERL команды, а так же (что самое опасное) - команды серверу.

Следует всегда помнить, что абсолютно любой пользователь – это опасность для незащищенного web-приложения, поэтому всегда стоит проверять запросы и переменные, приходящие от пользователя.


  • анализ переменных и суперглобальных массивов POST и GET;

  • разделение переменных;

  • фильтрация строковых переменных.
Обязательно надо проверять входящие переменные в самом начале программы, не допуская до работы с функциями и запросами к базе данных ещё не проверенные, потенциально опасные, данные от пользователей. Таким образом, все необходимые для защиты функции будут находиться в одном определённом месте или даже файле. В случае с программой обработки анкет опроса студентов фильтрация данных производится на уровне фреймворка CodeIgniter в автоматическом режиме, поскольку в файле конфигурации включена строка $config["global_xss_filtering"] = TRUE.

Абсолютно каждая переменная в программе должна на стадии проектирования уже иметь свой тип, будь это число или строка. Особенно остро эта проблема стоит для языков программирования со слабой или отсутствующей типизацией, к которым относятся PHP и JavaScript. Поэтому в наиболее критичных участках программы происходит проверка переменных на соответствие типов.

Особо опасны текстовые переменные, например поле для ввода ответа на вопрос анкеты. Их просто необходимо проверять на наличие вредоносного кода. Для устранения опасности производится удаление некоторых элементов из текста или замена на другие символы. Алгоритм обработки входящих данных в фреймворке CodeIgniter показан на рисунке 2.6.

Р
исунок 2.6. – Алгоритм обработки входящих данных в фреймворке CodeIgniter

2.5 Разработка интерфейса программы

Одним из важнейших вопросов разработки программной системы является разработка пользовательского интерфейса. Любая система, использующая при своем функционировании технические средства, относится к классу систем «человек - машина». Правильно будет выдвинуть следующие требования к интерфейсу систем тестирования:


  • интерфейс должен быть понятен, прост и удобен в использовании

  • пользователь не должен отвлекаться на действия, не связанные с выполняемым заданием.
Интерфейс пользователя выполнен на языке разметки HTML с использованием JavaScript и библиотеки jQuery, что позволило построить интерактивный пользовательский интерфейс программы.

К

примеру, текстовое поле для ввода даты с использованием jQuery было преобразовано в компактный календарь, обладающий функцией автоматической проверки корректности ввода даты (см. рисунок 2.7).

Рисунок 2.7. – Интерфейс календаря для выбора даты рождения
Пользовательский интерфейс, доступный студентам, проходящим анкетирование, выполнен в некоторой степени минималистично. В результате студенты не отвлекаются на красивую графику и концентрируются на обдумывании ответа на вопрос. Интерфейс с одним из в

опросов показан на рисунке 2.8.

Рисунок 2.8. – Интерфейс ответа на вопрос анкетирования


В случае, если студент по какой-то причине не выберет ни один из ответов на вопрос, но попытается перейти к следующему вопросу, система анкетирования автоматически выведет сообщение об ошибке и предложит ещё раз ответить на текущий вопрос (см. рисунок 2.9).

Рисунок 2.9. - Сообщение об ошибке ввода данных



Система обработки результатов анкетирования может выводить результаты в нескольких режимах – текстовом, графическом и режиме вывода на печать. Интерфейс вывода результатов анкетирования в графическом виде показан на рисунке 2.10.

Рисунок 2.10. – Интерфейс вывода результатов анкетирования



Браузер, который является клиентом по отношению к серверу и посылает ему запрос на обработку Web-страницы, может являться реализацией, так называемых, тонких клиентов. Браузер способен отображать Web-страницы и, как правило, входит в состав операционной системы, а функции его обновления и сопровождения лежат на поставщике операционной системы. Логика приложения сосредотачивается на сервере, а функция браузера заключается в основном в отображении информации, загруженной по сети с сервера, и передаче обратно данных пользователя. Одним из преимуществ такого подхода является тот факт, что клиенты не зависят от конкретной операционной системы пользователя, и Web-приложения, таким образом, являются межплатформенными сервисами.

Существенным преимуществом построения Web-приложений для поддержки стандартных функций браузера заключается в том, что функции должны выполняться независимо от операционной системы данного клиента. Вместо того чтобы писать различные версии для Microsoft Windows, Mac OS X, GNU/Linux и других операционных систем, приложение создается один раз и разворачивается на любой платформе.

3. Технологический раздел

3.1 Технология разработки программы

3.1.1 Основы работы web-сервера

Принцип работы web-сервера: известно, что web-серверы хранят информацию в виде текстовых файлов, называемых также страницами. Помимо текста, такие страницы могут содержать ссылки на другие страницы (расположенные на том же самом или другом сервере), ссылки на графические изображения, аудио- и видеоинформацию, различные объекты ввода данных (поля, кнопки, формы и т. д.), а также другие объекты и исполняемые на сервере программы. Фактически страницы представляют собой некоторое связующее звено между объектами различных типов. Их проектируют с применением специального языка разметки гипертекстов HyperText Markup Language, или сокращенно - HTML. Для доступа к информации, расположенной на web-серверах пользователи применяют специальные клиентские программы - браузеры. В настоящее время существуют десятки различных браузеров, но наибольшей популярностью на данный момент пользуются лишь несколько из них:


  • Microsoft Internet Explorer;

  • Opera;

  • Mozilla Firefox

  • Google Chrome.
Каждая страница web-сервера имеет свой так называемый универсальный адрес ресурса - Universal Resource Locator (URL). Чтобы получить доступ к той или иной странице, пользователь должен указать ее адрес URL браузеру. Как правило, любой web-сервер имеет одну главную страницу, содержащую ссылки на все остальные страницы этого сервера. Поэтому просмотр содержимого сервера Web обычно начинается с его главной (индексной) страницы.

3.1.2 Пассивные и активные web-серверы

Различают пассивные и активные web-серверы. Если страницы сервера содержат только статическую текстовую и мультимедийную информацию, а также гипертекстовые ссылки на другие страницы, то сервер называется пассивным. Когда же страницы сервера ведут себя аналогично окнам обычных интерактивных приложений, вступая в диалог с пользователем, мы имеем дело с активным сервером.


3.1.3 Объектно-ориентированный подход

В настоящее время всё большую популярность набирает использование объектно-ориентированного подхода при разработке web-приложений. И хотя преимущества такого подхода не так очевидны, как, например, в таких языках программирования, как C++ или Java, но всё большее количество свободно распространяемых библиотек и программ, написанных на языке программирования PHP, переходят на объектно-ориентированный интерфейс. Этим они вынуждают использующих их разработчиков обращаться к объектно-ориентированным возможностям PHP. Введение в пятой версии интерпретатора PHP полноценной поддержки объектно-ориентированной модели ещё больше подогревает интерес к этой методологии.

Зачастую использование объектно-ориентированного подхода к месту и не к месту делает проект успешным. Программирование новичка в стиле объектно-ориентированного программирования часто напоминает передвижение по минному полю – если не знать где мины, достичь конца проекта невозможно. Само по себе объектно-ориентированное программирование не является панацеей – это рабочая технология, которая позволяет:


  • увеличить процент повторно используемого исходного кода;

  • оперировать при программировании понятиями и объектами реального мира (студент, группа, курс и т.д.), а не низкоуровневыми компьютерными терминами (файл, строка и т.д.), что позволяет создавать более крупные проекты с меньшим количеством ошибок и в более сжатые сроки.
Развитие технологий программирования, как заметил Дейкстра, диктуется тезисом «Разделяй и властвуй». Любые удачные технологии предполагают, что чем короче исходный код программы, тем легче его создавать, отлаживать и поддерживать, а простая программа подвержена ошибкам в гораздо меньшей степени, чем сложная.

На заре компьютерной эпохи программа представлялаы собой один поток, который обрабатывал один массив данных. Со временем сложность программ и предъявляемых к ним требований возросли, и такой способ организации данных оказался неприемлемым. Был предложен структурный подход, при котором массив данных становился доступен из любой точки программы, однако основной поток программы разбивался на несколько процедур. Отдельную небольшую процедуру, пусть даже использующую общие данные, разрабатывать гораздо проще, чем большой объём исходного кода.

Каждая из процедур обладает локальными переменным, срок жизни которой определяется продолжительностью работы процедуры. Одни процедуры могут вызывать другие, однако массив данных в программе остаётся общим и доступным для всех процедур. Такой подход применяется при процедурном программировании на PHP и позволяет создавать крупные программные комплексы. Но разработка, отладка и поддержка программ, оперирующих большими объёмами данных(как, например, кафедральная БД), всё равно остаётся сложной и требующей значительного мастерства и опыта.

Ответом на всё возрастающую сложность стало появление объектно-ориентированного подхода в программировании: программа разбивается на несколько массивов данных, каждый из которых имеет свои собственные процедуры, а также процедуры, которые взаимодействуют с другими массивами данных.

В результате сложная задача разбивается на ряд более простых подзадач, а разработчики получают более гибкий способ управления проектом – редактировать один огромный монолитный блок кода гораздо сложнее, чем совокупность небольших, слабо связанных между собой блоков.

Независимо от привязки к языку программирования, объектно-ориентированный подход имеет ряд общих принципов, а именно:


  • возможность создавать абстрактные типа данных, позволяющая наряду с предопределёнными типами данных (такими как integer, string и т.д.) вводить свои собственные типы данных (классы) и объявлять «переменные» таких типов данных (объекты). Создавая свои собственные типы данных, программист оперирует не машинными терминами (переменная, функция), а объектами реального мира, поднимаясь тем самым на новый уровень абстракции;

  • инкапсуляция, ограничивающая взаимодействие пользователя абстрактных типов данных только их интерфейсом и скрывающая внутреннюю реализацию объекта, не допуская влияния на его внутреннее состояние. Память человека ограничена и не может содержать все детали огромного проекта, тогда как использование инкапсуляции позволяет разработать объект и использовать его, не заботясь о внутренней реализации и прибегая только к небольшому числу интерфейсных методов;

  • наследование, позволяющее развить существующий абстрактный тип данных – класс, создав на его основе новый класс. При этом новый класс автоматически получает возможности уже существующего абстрактного типа данных. Зачастую абстрактные типы данных слишком сложны, поэтому прибегают к их последовательной разработке, выстраивая иерархию классов от общего к частному;

  • полиморфизм, допускающий построение целых цепочек и разветвленных деревьев, наследующих друг другу абстрактных типов данных (классов). При этом весь набор классов будет иметь ряд методов с одинаковыми названиями: любой из классов данного дерева гарантированно обладает методом с таким именем. Этот принцип помогает автоматически обрабатывать массивы данных разного типа.

3.1.4 Особенности фреймворка CodeIgniter

Используемый фреймворк CodeIgniter написан с использованием объектно-ориентированного подхода. Все классы контроллеров, отображений и моделей, вводимые программистом, наследуют исходные классы, введённые в сам фреймворк. Это даёт возможность писать меньший по объёму исходный код, поскольку все необходимые базовые функции сразу же становятся доступны.

Помимо доступных программисту классов контроллеров, отображений и моделей, в фреймворке CodeIgniter существуют также доступные программисту функции плагинов (plugins) и хелперов (helpers - помощники). Хелперы, как видно из названия, призваны помочь исполнить какую-либо незначительную функцию. Например, существуют хелперы построения web-форм, загрузки файлов или работы с сессиями. В отличие от всех остальных основных элементов фреймворка, хелперы – наборы элементарных функций., написанных даже без использования объектно-ориентированного подхода. Каждая функция выполняет небольшую, строго ограниченную задачу. Однако набор довольно велик, и такая «мелочь» становится очень полезной в работе.

Плагины - почти то же самое, что и помощники, за исключением главного отличия: они не являются набором функций, они и есть одна функция. Кроме этого, можно обратить внимание на то, что помощники - больше часть ядра системы, в то время как плагины - нечто внешнее, разрабатываемое сторонними программистами. В реальности это так и оказывается. Даже те плагины, которые поставляются в основном комплекте, написаны пользователями CodeIgniter, входящими в сообщество.


3.1.5 Интегрированная среда разработки Eclipse

При разработке программы обработки анкет опроса студентов кафедры также использовался такой важный и полезный инструмент программиста, как интегрированная среда разработки (IDE - Integrated Development Environment), а именно Eclipse. Eclipse - свободный фреймворк для разработки модульных кроссплатформенных приложений. Разрабатывается и поддерживается Eclipse Foundation.

Наиболее известные приложения на основе Eclipse Platform - различные «Eclipse IDE» для разработки ПО на множестве языков (например, наиболее популярный «Java IDE», поддерживавшийся изначально). В данном случае использовались расширения для программирования на языках программирования PHP (модуль PDT) и JavaScript (модуль JSEclipse), а так же вёрстки с использованием языка разметки HTML.

3.2 Технология тестирования программы

Тестирование программы это процесс выявления ошибок в программном обеспечении. На данный момент существует множество методов тестирования программ, но они не позволяют гарантированно выявить и устранить все дефекты и ошибки, установить корректность функционирования анализируемой программы. Поэтому все существующие методы тестирования действуют в рамках формального процесса проверки исследуемого или разрабатываемого программного обеспечения.

Такой процесс формальной проверки может доказать, что ошибки отсутствуют только с точки зрения используемого метода, но не гарантирует их полное отсутствие.

Тестом называется информация, состоящая из специально подобранных исходных данных, для отлаживаемой программы, и соответствующих им эталонных результатов, используемых для контроля правильности работы программы.

Контроль программы сводится к подбору тестов, получение которыми правильных результатов гарантировало бы правильную работу программы и для остальных исходных данных из всей допустимой области значений.

Тестирование системы проводилось несколькими методами:


  • нагрузочное тестирование;

  • ручная отладка и трассировка программы с использованием расширения XDebug;

  • модульное тестирование с помощью phpUnit.
В случае с тестированием программ, написанных на PHP, следует проверять на соответствие ожиданиям выводимые на экран пользователя данные. При этом возможны следующие основные проблемы:

  • на экране ничего не отображается, или выдается системная ошибка с соответствующим кодом (ошибка авторизации, сбой web-сервера и т.п.);

  • произошел сбой при работе с базой данных, при этом генерируется отчет об ошибке;

  • сбой сервера, связанный с высокой нагрузкой на приложение или БД;

  • произошла ошибка выполнения программы, в результате чего отображаются неверные данные или отчёт об ошибке.

3.2.1 Нагрузочное тестирование программы

Одним из важнейших тестов является нагрузочное тестирование, позволяющее найти «узкие места» в исходном коде или обращениях к базе данных.

Существует множество средства, упрощающих задачу увеличения количества запросов и вызова на сервере множества операций. Тест предельно допустимой нагрузки должен быть спроектирован таким образом, чтобы в точности воспроизводить ожидаемый рабочую нагрузку на приложение.

Для нагрузочного тестирования программы обработки анкет опроса студентов кафедры была использована программа curl-loader. Curl-loader это свободно распространяемая утилита тестирования производительности web-приложений, написанная на языке программирования C. Она способна симулировать сотни и даже тысячи обращений к серверу по протоколам HTTP и HTTPS и использует библиотеку libcurl, что позволяет без каких-либо проблем тестировать приложения, требующие авторизации. А поддержка протокола HTTPS позволяет использовать утилиту curl-loader для нагрузочного тестирования web-приложений, работающих через шифрованные транспортные механизмы SSL (Secure Sockets Layer - уровень защищённых сокетов) и TLS (Transport Layer Security).

3.2.2 Отладка с использованием встроенных средств PHP

Стандартное поведение приложения, написанного на языке PHP, при возникновении ошибки в коде сильно зависит от параметров конфигурации. Как правило они задаются в конфигурационном файле php.ini:

  • параметр display_errors, имеющий значения on или off, указывает, следует ли показывать пользователю сообщения об ошибках или оставить их скрытыми;

  • параметр log_errors, имеющий значения on или off, заставляет интерпретатор PHP записывать сообщения в файл журнала событий;

  • директива error_reporting определяет, в каких случаях следует генерировать предупреждение, а в каких его можно проигнорировать.
При разработке и отладке программы на тестовом сервере необходимо включать параметр display_errors и отключать - log_errors. Это позволяет программисту максимально быстро реагировать на возникновение ошибочной ситуации, минимизируя число «переключений между окнами».

При рабочем варианте программы следует, наоборот, отключать параметр display_errors, но включать log_errors. С одной стороны, это усложнит жизнь злоумышленникам, которые уже не смогут увидеть отладочную информацию. С другой стороны, в критической ситуации это поможет вам понять, что именно произошло, и исправить ошибку, даже если она не воспроизводится в тестовом окружении.

В обоих случаях параметр error_reporting удобно выставлять в максимально подробное состояние – E_ALL, заставляющее PHP сообщать о самых незначительных оплошностях в коде.

3.2.3 Отладка программы с помощью XDebug

Хотя язык программирования PHP можно использовать для создания сценариев командной строки для таких задач как системное администрирование и традиционная обработка данных, мощь языка особенно проявляется в web-приложениях.

Учитывая кратковременность выполнения web-приложений и их уровневую конструкцию (клиентское приложение, сеть, web-сервер, прикладной код и применяемая база данных), отловить ошибки в исходном коде может быть нелегко. Даже если предположить, что все уровни, за исключением PHP-кода, работают безупречно, трассировка до обнаружения ошибки в программе может быть трудной, особенно если приложение использует большое количество классов.

Выражение языка PHP echo и такие функции, как var_dump(), debug_zval_dump() и print_r() являются обычными и очень популярными средствами отладки, помогающими решить различные мелкие проблемы. Однако как средства тестирования и отладки эти выражения (и даже более надежный инструментарий, например, пакет PEAR Log) помогают слабо и не всегда.

Кроме того, такая отладка является подходом с позиции "грубой силы". При отсутствии необходимой информации требуется переделывать исходный код, повторять предыдущие действия и начать поиск ошибки заново. Намного более эффективная стратегия - испытывать приложение во время его работы. Можно каталогизировать параметры запроса, просмотреть стек вызовов процедур, узнать значение любой переменной или объекта. Можно временно прервать выполнение приложения и получить уведомление об изменениях значения переменной

Такое "живое" или интерактивное исследование обеспечивается специальным приложением, называемым отладчиком. Отладчик запускает или подключается к процессу для управления им и исследования его памяти. Либо, в случае с интерпретируемыми языками, отладчик может непосредственно интерпретировать код. Типичный современный отладчик может индексировать и просматривать исходный код, отображать сложные структуры данных в читабельном виде и одновременно отображать состояние программы, стек вызовов, выводимые программой данные и значения всех переменных. Например, для отладчика обычным является каталогизация и отображение свойств и методов класса.

Вместо ручного добавления различных функций вывода отладочной информации можно воспользоваться XDebug для создания журнала трассировки. Журнал трассировки это список вызовов функций и методов класса на всем протяжении выполнения программы. Его преимущество заключается в том, что абсолютно каждый вызов найдет свое отражение в журнале.

Журнал трассировки обычно различается от запуска к запуску, так как он зависит от входящих данных, которые различаются от запроса к запросу.

Отслеживание журнала помогает понять, каким образом происходит выполнение программы, однако очень сложно визуализировать все возможные ветвления, если только программа не является очень простой. Именно из-за этого тестирование больших программ достаточно сложно: слишком много различный путей развития и каждый необходимо протестировать.

Средство отладки приложений XDebug, как следует из его названия, предоставляет несколько функциональных возможностей для отображения состояния программы и является очень ценным исследовательским инструментом. Будучи установленным, XDebug вмешивается в процесс для предотвращения бесконечных рекурсий, добавляет в сообщения об ошибках информацию о трассировке стека и функций, следит за распределением памяти, а также выполняет некоторые другие функции. Также Xdebug содержит также набор функций, которые можно добавить в исходный код для получения диагностических данных времени выполнения.

Результаты работы модуля XDebug можно просматривать с помощью программы KCachegrind, позволяющей визуализировать происходящие в исходном коде процессы (см. рисунок 3.1).

Подводя итоги, можно сказать, что XDebug это маленький, но очень полезный инструмент для разработчика PHP, он должен быть установлен на каждый интерпретатор PHP, применяемый для разработки. Но не стоит использовать XDebug на рабочих серверах, так как из-за этого сильно падает производительность.
Р

исунок 2.1. – Интерфейс программы KCachegrind

3.2.4 Модульное тестирование с использованием phpUnit

Модульное тестирование (unit testing) - процесс в программировании, позволяющий проверить на корректность отдельные модули исходного кода программы. Идея состоит в том, чтобы писать проверочные тесты для каждой нетривиальной функции или метода. Это позволяет достаточно быстро проверить, не привело ли очередное изменение кода к появлению ошибок в уже написанных и оттестированных местах программы, а также облегчает обнаружение и устранение таких ошибок. Цель модульного тестирования - изолировать отдельные части программы и показать, что по отдельности эти части работоспособны.

При отладке и тестировании программы обработки анкет опроса студентов кафедры использовалась система phpUnit, позволяющая производить модульное тестирование web-приложений, написанных на языке программирования PHP.

Для того, чтобы написать минимальный набор тестов, используя phpUnit, необходимо:


  • подключить библиотеку PHPUnit.php;

  • создать подкласс базового класса TestCase;

  • добавить в него произвольное количество тестирующих методов, названия которых начинаются с "test". На вход будут подаваться заранее известные параметры, а результат сравнивается с эталонным посредством семейства функций Assert, унаследованных тестовым классом от базового класса TestCase;

  • создать класс PHPUnit_TestSuite, передав ему в качестве параметра название класса с набором тестов;

  • Запустить набор тестов и проверить результат выполнения.

6 (?). Перечень графического материала

6.1 Постановка задачи

6.2 Структурная схема программы


Тема 1.3: Системное программное обеспечение

Тема 1.4: Сервисное программное обеспечение и основы алгоритмизации

Введение в экономическую информатику

1.3. Системное программное обеспечение ПК

1.3.1. Структура программного обеспечения ПК

Совокупность программ, предназначенная для решения задач на ПК, называется программным обеспечением. Состав программного обеспечения ПК называют программной конфигурацией.

Программное обеспечение, можно условно разделить на три категории:

  1. системное ПО (программы общего пользования), выполняющие различные вспомогательные функции, например создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.д.
  2. прикладное ПО, обеспечивающее выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, обработка информационных массивов и т.д.
  3. инструментальное ПО (системы программирования), обеспечивающее разработку новых программ для компьютера на языке программирования.


Рис. 1.

Системное ПО

Это программы общего пользования не связаны с конкретным применением ПК и выполняют традиционные функции: планирование и управление задачами, управления вводом-выводом и т.д.

Другими словами, системные программы выполняют различные вспомогательные функции, например, создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.п.

К системному ПО относятся:

  • операционные системы (эта программа загружается в ОЗУ при включении компьютера);
  • программы – оболочки (обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем с помощью командной строки DOS, например, Norton Commander);
  • операционные оболочки – интерфейсные системы, которые используются для создания графических интерфейсов, мультипрограммирования и.т.;
  • Драйверы (программы, предназначенные для управления портами периферийных устройств, обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера);
  • утилиты (вспомогательные или служебные программы, которые представляют пользователю ряд дополнительных услуг).

К утилитам относятся:

  • диспетчеры файлов или файловые менеджеры;
  • средства динамического сжатия данных (позволяют увеличить количество информации на диске за счет ее динамического сжатия);
  • средства просмотра и воспроизведения;
  • средства диагностики; средства контроля позволяют проверить конфигурацию компьютера и проверить работоспособность устройств компьютера, прежде всего жестких дисков;
  • средства коммуникаций (коммуникационные программы) предназначены для организации обмена информацией между компьютерами;
  • средства обеспечения компьютерной безопасности (резервное копирование, антивирусное ПО).

Необходимо отметить, что часть утилит входит в состав операционной системы, а другая часть функционирует автономно. Большая часть общего (системного) ПО входит в состав ОС. Часть общего ПО входит в состав самого компьютера (часть программ ОС и контролирующих тестов записана в ПЗУ или ППЗУ, установленных на системной плате). Часть общего ПО относится к автономными программам и поставляется отдельно.

Прикладное ПО

Прикладные программы могут использоваться автономно или в составе программных комплексов или пакетов.

Прикладное ПО – программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, создание электронных таблиц и т.д.

Пакеты прикладных программ – это система программ, которые по сфере применения делятся на проблемно – ориентированные, пакеты общего назначения и интегрированные пакеты. Современные интегрированные пакеты содержат до пяти функциональных компонентов: тестовый и табличный процессор, СУБД, графический редактор, телекоммуникационные средства.

К прикладному ПО, например, относятся:

  1. Комплект офисных приложений MS OFFICE.
  2. Бухгалтерские системы.
  3. Финансовые аналитические системы.
  4. Интегрированные пакеты делопроизводства.
  5. CAD – системы (системы автоматизированного проектирования).
  6. Редакторы HTML или Web – редакторы.
  7. Браузеры – средства просмотра Web - страниц.
  8. Графические редакторы.
  9. Экспертные системы.

Инструментальное ПО

Инструментальное ПО или системы программирования - это системы для автоматизации разработки новых программ на языке программирования.

В самом общем случае для создания программы на выбранном языке программирования (языке системного программирования) нужно иметь следующие компоненты:

  1. Текстовый редактор для создания файла с исходным текстом программы.
  2. Компилятор или интерпретатор. Исходный текст с помощью программы-компилятора переводится в промежуточный объектный код. Исходный текст большой программы состоит из нескольких модулей (файлов с исходными текстами). Каждый модуль компилируется в отдельный файл с объектным кодом, которые затем надо объединить в одно целое.
  3. Редактор связей или сборщик, который выполняет связывание объектных модулей и формирует на выходе работоспособное приложение – исполнимый код. Исполнимый код – это законченная программа, которую можно запустить на любом компьютере, где установлена операционная система, для которой эта программа создавалась. Как правило, итоговый файл имеет расширение.ЕХЕ или.СОМ.
  4. В последнее время получили распространение визуальный методы программирования (с помощью языков описания сценариев), ориентированные на создание Windows-приложений. Этот процесс автоматизирован в средах быстрого проектирования. При этом используются готовые визуальные компоненты, которые настраиваются с помощью специальных редакторов.

Наиболее популярные редакторы (системы программирования программ с использованием визуальных средств) визуального проектирования:

  1. Borland Delphi - предназначен для решения практически любых задачи прикладного программирования.
  2. Borland C++ Builder – это отличное средство для разработки DOS и Windows приложений.
  3. Microsoft Visual Basic – это популярный инструмент для создания Windows-программ.
  4. Microsoft Visual C++ - это средство позволяет разрабатывать любые приложения, выполняющиеся в среде ОС типа Microsoft Windows.

В понятие структуры программы (program structure) включается состав и описание связей всех модулей, которые реа­лизуют самостоятельные функции программы и описание носите­лей вводимых и выводимых данных, а также данных, участвую­щих в обмене между отдельными подпрограммами.

Для разработки больших и сложных программ программисту не­обходимо овладеть специальными приемами получения рациональной структуры программы, которая обеспечивает почти двукратное сокращение объема программирования и многократное сокращение

Подчиненность модулей программы отражается в схеме иерар­хии. Однако последняя не отражает порядок их вызова или функ­ционирование программы. Схема иерархии может иметь вид, пока­занный на рис. 5. Она, обычно, дополняется расшифровкой функ­ций, выполняемой модулями.

Перед составлением схемы иерархии целесообразно составить внешние спецификации программы и составить функциональные описания программы вместе с описанием переменных-носителей данных. Особое внимание следует уделять иерархии типов струк­турированных данных и их комментированию.

Расчленение программы на подпрограммы производится по принципу от общего к частному, более детальному. Процесс со­ставления функционального описания и составления схемы иерар­хии является итерационным, а выбор наилучшего варианта являет­ся многокритериальным. Расчленение должно обеспечивать удоб­ный порядок ввода частей в эксплуатацию.

Схеме иерархии можно придать любой топологический рису­нок. Фрагменты с вертикальными вызовами могут быть преобра­зованы в вызовы одного уровня посредством введения дополни­тельного модуля, который может не выполнять никаких полезных функций с точки зрения алгоритма программы. Функция нового модуля может состоять лишь в мониторинге, то есть вызове других модулей в определенном порядке.

Фрагменты с горизонтальными вызовами на одном уровне мо­гут быть преобразованы в вертикальные вызовы модулей разных уровней посредством введения дополнительных переменных, кото­рые не могли быть получены декомпозицией функционального описания на подфункции. Эти дополнительные переменные обыч­но имеют тип целый или логический и называются флагами, сема­форами, ключами событий. Их смысл обычно характеризуется фра­зой: в зависимости от следующей предыстории действий, выпол­нить такие-то действия.

В процессе проектирования нужно сделать несколько проект­ных итераций, каждый раз генерируя новую схему иерархии, и сравнить эти иерархии по данным критериям для отбора лучшего варианта.

Ключ - значение переменной, используемое для подтверждения полномочий на доступ к некоторой информации или подпрограмме.

Флаг - переменная, значение которой свидетельствует о том, что некоторый аппаратный или программный компонент находится в определенном состоянии или что для него выполняется опреде­ленное условие. Флаг используется для реализации условного ветвления и прочих процессов принятия решений.

Семафор - тип данных специального назначения, который яв­ляется средством управления доступом к критическому ресурсу со стороны совместно идущих последовательных процессов.

Над семафором можно производить только две операции (не считая создания и аннулирования): операцию ожидания (занятия) и операцию сигнализации (освобождения). Семафор принимает це­лое значение, которое не может быть отрицательным. Операция ожидания уменьшает значение семафора на единицу, когда это можно сделать, не получая при этом отрицательного значения, и это означает, что свободный ресурс используется. Операция сиг­нализации увеличивает значение семафора на единицу, что означа­ет освобождение ресурса.

Критический ресурс - ресурс, который в каждый момент вре­мени используется не более чем одним процессом. Когда требует­ся, чтобы несколько асинхронных процессов координировали свой доступ к критическому ресурсу, используется управляемый доступ через семафор.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ ПРОГРАММЫ

Первый вариант структурной схемы, полученный пу­тем простого членения функций программы на подфункции с ука­занием переменных, необходимых для размещения данных, чаще всего не является оптимальным и требуются проектные итерации для улучшения топологии схемы. Эти действия обычно выполня­ются методом «проб и ошибок». Каждый новый вариант сравнива­ется с предшествующим по описанным ниже критериям:

1) полнота выполнения специфицированных функций;

2)возможность быстрого и дешевого пополнения новыми, ра­нее не специфицированными функциями;

3)обозримость (понятность) для проектировщика составных частей программы;

4)максимальная независимость отдельных частей программы;

5) возможность связывания подпрограмм редактором связей;

6)достаточность оперативной памяти;

7) влияние топологии схемы иерархии на скорость выполнения программы при использовании динамической загрузки программы и механизма подкачки страниц;

8) отсутствие разных модулей со сходными функциями. Один и тот же модуль должен вызываться на разных уровнях схемы иерархии;

9)достижение такого графика работы коллектива программи­стов при реализации программы, который обеспечивает равномер­ную загрузку коллектива;

10)всемерное сокращение затрат на тестирование программы.
Хорошая схема иерархии в 2-5 раз сокращает затраты на тестиро­вание по сравнению с первоначальным вариантом;

11)использование в данном проекте как можно большего числа проработанных в предшествующих проектах модулей и библиотек при минимальном объеме изготавливаемых заново частей.

Генерация вариантов прекращается при невозможности даль­нейших улучшений. Рациональная структура программы обеспечи­вает сокращение общего объема текстов в 2-3 раза, что соответст­венно удешевляет создание программы и ее тестирование, на кото­рое обычно приходится не менее 60% от общих затрат. При этом облегчается и снижается стоимость сопровождения программы.

МОДУЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Реализация принципа структурного программирования осуществляется с использованием макрокоманд и механизмов вы­зова подпрограмм. Эти же механизмы подходят и для реализации модульного программирования, которое можно рассматривать как часть структурного подхода.

Необходимо различать использование слова модуль, когда име­ется в виду единица дробления большой программы на отдельные блоки (которые могут быть реализованы в виде процедур и функций) и когда имеется ввиду синтаксическая конструкция языков программирования (unit в Object Pascal).

Модульное программирование - это организация программы как совокупности независимых блоков, называемых модулями, струк­тура и поведение которых подчиняются определенным правилам.

Концепцию модульного программирования можно сформули­ровать в виде нескольких понятий и положений:

1) большие задачи разбиваются на ряд более мелких, функционально самостоятельных подзадач - модулей, которые связаны ме­жду собой только по входным и выходным данным;

2) модуль представляет собой «черный ящик» с одним входом и одним выходом. Это позволяет безболезненно производить мо­дернизацию программы в процессе ее эксплуатации, облегчает ее
сопровождение, а также позволяет разрабатывать части программодного проекта на разных языках программирования;

3) в каждом модуле должны осуществляться ясные задачи. Если назначение модуля непонятно, то это означает, что декомпозиция на модули была проведена недостаточно качественно. Процесс де­композиции нужно продолжать до тех пор, пока не будет ясного понимания назначения всех модулей и их оптимального сочетания;

4) исходный текст модуля должен иметь заголовок и интер­фейсную часть, где отражаются назначение модуля и все его внеш­ние связи;

5) в ходе разработки модулей программы следует предусматри­вать специальные блоки операций, учитывающие реакцию на возможные ошибки в данных или в действиях пользователя.

Большое значение в концепции модульного программирования придается организации управляющих и информационных связей между модулями программы, совместно решающими одну или не­сколько больших задач.

При работе с модулями нужно помнить их основное отличие от процедур и функций. Традиционные правила сферы действия гло­бальных и локальных переменных для модулей не работают. Эта язы­ковая конструкция разработана так, чтобы исключить влияние гло­бальных переменных, объявленных в главной программе, на внутрен­ние описания модуля. Поэтому, если возникает необходимость ввести доступные для всех блоков программы глобальные описания то сле­дует создать модуль глобальных объявлений и включить его в список импорта всех модулей, где нужны его описания.

3.7. СТРУКТУРА МОДУЛЯ В OBJECT PASCAL

Object Pascal имеет различные средства для структури­рования программ. На нижнем уровне деления (для элементарных подзадач) чаще всего используются процедуры и функции, а на верхнем уровне (для больших задач) используются модули.

В среде Delphi каждой форме обязательно соответствует свой модуль, что позволяет локализовать все свойства окна в отдельной программной единице. Кроме этого, невизуальные алгоритмиче­ские действия также оформляются в виде отдельных модулей. Пер­вая строка модуля начинается с ключевого слова:

unit <идентификатор_модуля>;

Для правильной работы среды программирования это имя должно совпадать с именем дискового файла, в который помещает­ся исходный текст модуля. Далее следует

{Интерфейсный раздел} interface

где описывается взаимодействие данного модуля с другими поль­зовательскими и стандартными модулями, а также с главной про­граммой.

Связь модуля с другими модулями устанавливается специаль­ным предложением:

{Список импорта интерфейсного раздела} uses <список_модулей>

В этом списке через запятые перечисляются идентификаторы модулей, информация интерфейсных частей которых должна быть доступна в данном модуле.

{Список экспорта интерфейсного раздела} const type var

procedure function

Список экспорта состоит из подразделов описания констант, типов, переменных, заголовков процедур и функций, которые оп­ределены в данном модуле, но использовать которые разрешено во всех других модулях и программах, включающих имя данного мо­дуля в своей строке uses. Для процедур и функций здесь описы­ваются только заголовки, но с обязательным полным описанием формальных параметров.

{Раздел реализации) implementation

В этом разделе указывается реализационная (личная) часть описаний данного модуля, которая недоступна для других модулей и программ.

{Список импорта раздела реализации) uses

В этом списке через запятые перечисляются идентификаторы модулей, информация интерфейсных частей которых должна быть доступна в данном модуле. Здесь целесообразно описывать иден­тификаторы всех необходимых модулей, информация из которых не используется в описаниях раздела interface данного модуля.

{Подразделы внутренних для модуля описаний} label const type var

procedure function

В этих подразделах описываются метки, константы, типы, пе­ременные, процедуры и функции, которые описывают алгоритми­ческие действия, выполняемые данным модулем, и которые явля­ются «личной собственностью» исключительно только данного модуля. Эти описания недоступны ни одному другому модулю.

Исполняемая часть содержит описания подпрограмм, объяв­ленных в интерфейсной части. Описанию подпрограммы должен предшествовать заголовок, в котором можно опускать список фор­мальных параметров и тип результата для функции. Если заголовки указаны с параметрами, то их список должен быть идентичен тако­му же списку для соответствующей процедуры или функции в разделе interface.

{Раздел инициализации} initialization

В этом разделе между ключевыми словами initialization и finalization располагаются операторы начальных установок, необходимых для запуска корректной работы модуля. Эти опера­торы исполняются до передачи управления основной программе и обычно используются для подготовки ее работы. Операторы раз­делов инициализации модулей, используемых в программе, выпол­няются при начальном запуске программы в том же порядке, в ка­ком идентификаторы модулей описаны в предложениях uses фай­ла проекта. Если операторы инициализации не требуются, то зарезервированное слово initialization может быть опущено.

{Раздел завершения) finalization

Раздел завершения finalization является необязательным и может присутствовать только вместе с разделом инициализации initialization. В разделе завершения располагается список операторов, которые будут выполняться при завершении модуля, что обычно происходит при окончании работы приложения. Разде­лы finalization модулей приложения выполняются в порядке, противоположном выполнению разделов initialization этих модулей.

Раздел завершения используется, как правило, для освобожде­ния ресурсов, которые выделяются приложению в разделе инициа­лизации. Это гарантирует корректное завершение приложения, что особенно это важно, когда приложение заканчивается по возникно­вению исключительных ситуаций.