Медицинский портал - Беременность. Выделения. Климакс. Месячные

Медицинский портал - Беременность. Выделения. Климакс. Месячные

» » Факторы формирования мировоззрения. Что такое мировоззрение, понятие и структура. Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь то человек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо. Хотя это самое общее представление о

Факторы формирования мировоззрения. Что такое мировоззрение, понятие и структура. Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь то человек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо. Хотя это самое общее представление о

1

В статье представлено социальное развитие личности, разнообразные факторы, обуславливающие формирование научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ как целостной системы. Статья посвящена философскому осмыслению целостного характера отражения мира в сознании человека, единства двух взаимосвязанных блоков «внутренней» структуры личности: сознания и деятельности, а также роль личностных факторов, совокупность внутренних, сущностных, необходимых движущих сил личности, которые ей объективно присущи, определяющие ее как целостность, обуславливающие индивидуальную неповторимость ее жизнедеятельности, развитие духовного мира, способов предметно- преобразующей деятельности вариантов поведения. В статье рассмотрен личностно-деятельностный подход к формированию мировоззрения, позволяющий привести в соответствие педагогическое воспитательное влияние с особенностями воспитуемых, их активностью, потенциальными возможностями и способностями.

деятельность

сознание

социальные факторы

общесоциальные факторы

субъективный фактор

объективные факторы

личность

научное мировоззрение

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Санкт- Петербург: Изд-во Питер, 2008. – С.294.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – С.301.

3. Воинкова З. Г. Формирование научного мировоззрения учащихся. – Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1985. – С.228.

4. Рувинский Л. И. Самовоспитание личности. – М.: Мысль, 1984.

5. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. – М.: Просвещение,1975.

6. Словарь иностранных слов /под ред. Ф. Н. Петрова. – М.: Сов. энциклопедия, 1964.

7. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983.

8. Энгельс Ф., Маркс К. Соч. – Т.3. – С.3.

Формирование научного мировоззрения и личности в целом неразделимо связано с разнообразными факторами. Чтобы лучше знать, как личность школьника должна действовать, поступательно развиваться, необходимо систематически изучать факторы, под воздействием которых протекает этот сложный диалектический процесс. Умелое регулирование указанными факторами позволяет добиться того, что мировоззрение становится действительно научным, изменяется и совершенствуется, превращаясь в конечном счете в духовную силу, способную преобразить мир.

Что понимается под факторами, каковы их качественные характеристики, как воздействуют наиболее существенные из них на формирование научного мировоззрения учащихся? Фактор (от лат.factor - делающий, производящий) - это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты; это одно из необходимых условий, воздействующих на кого-либо или что-либо и создающих среду, в которой протекает процесс .

Научное мировоззрение учащихся формируется под воздействием различных факторов: объективных и субъективных, общесоциальных и ограниченных конкретной микросредой, материальных и духовных, внутренних и внешних, временно и постоянно действующих, прямых, непосредственно воздействующих и косвенных, опосредованно действующих и т.д.

Итак, объективные факторы - это движущие силы природы и общества, не зависящие в данных, конкретно исторических условиях от сознания и деятельности личности, социальной группы, общества, но неизбежно определяющие сущность и закономерности развития предмета, явления, процесса либо совокупности таковых. Рассматривать объективные факторы необходимо всегда исторически конкретно, поскольку они находятся в диалектической связи, в диалектическом взаимодействии с субъективными факторами. Конкретный фактор относительно одного явления может выступать в качестве объективного фактора, а относительно другого - в качестве субъективного фактора. Так, сложившиеся нравственно- правовые нормы будут объективно действующей движущей силой развития, совершенствования отдельного человека. Процесс же их усвоения и реализации в практической деятельности каждым субъектом познания и преобразования действительности будет выступать одним из выражений субъективного фактора. Диалектика объективных и субъективных факторов характеризуется богатством их взаимных переходов, переливов. Закономерным же является следующее: первые - независимы от воли, сознания, поведения людей, но именно они как главная движущая сила определяют природу всякого явления; второе - производны, вторичны, менее существенны, они могут содействовать тому или иному принципиальному изменению предмета только при данных объективных условиях. Если эти условия не сложились, не достигли высокой степени зрелости, то действие субъективного фактора может быть малоэффективным, безрезультативным, либо, более того, повернет развитее явления вспять.

Субъективный фактор - это многообразная, неисчерпаемая по формам выражения деятельность человека, социальной группы, общества, направленная на изменение окружающей действительности и самого преобразователя. Например, различные социальные институты призваны концентрировать свои усилия на поступательном развитии материально-технической базы этого общества, соответствующих общественных отношений и нового образа жизни, формирование всесторонне, гармонически развитой личности. Общеобразовательная школа обязана в полной мере готовить своих воспитанников к квалифицированному, эффективному осуществлению этих фундаментальных, долговременных по своему действию задач.

Общесоциальные факторы представляют собой совокупность материальных и духовных движущих сил общества, обусловливающих процесс его оптимального функционирования и прогрессивного развития как целостности и различных его составных элементов.

В формировании мировоззренческой культуры большую роль играет личность самого воспитанника, выступающего одновременно как объект и субъект воспитания. Ученик может оказаться активным участником данного процесса, пассивным созерцателем его, а иногда воспринимающим негативно все усилия воспитателей, организующих данный процесс. Поэтому в работе по формированию мировоззрения так важно на силы и потенциальные возможности учащихся развивать у них интерес и потребность к самовоспитанию.

Это не только необходимо, но и возможно, потому что уже в старшем подростковом возрасте у школьников начинают развиваться те внутренние процессы, которые приводят к концу подросткового возраста к формированию относительно самостоятельных и устойчивых взглядов, оценок, системы отношения к окружающему и к себе лично . Подросток осознает себя как человека, гражданина, свои права и обязанности. Центральным новообразованием подросткового возраста, отмечал Л. С. Выготский, является самосознание, принимаемое им как «социальное сознание, перенесенное внутрь» . В школе должно обращаться внимание на то, чтобы определяющее место среди стимулов высокопроизводительного труда занимало гармоническое сочетание интересов каждого учителя с интересами коллективов школы, общества, чтобы росло самосознание и самоконтроль каждого. Интерес представляет самоконтроль как средство самовоспитания. Он осуществляется в процессе познавательной деятельности учащихся, в том числе и самостоятельной учебной работы. К средствам самоконтроля относят непосредственное и ретроспективное самонаблюдение, самоанализ . Уровень его во многом зависит от индивидуальных различий. В содержательном плане он проявляется в сфере научных идей по мере их раскрытия в системе иерархических связей. Организационный момент отражает регулирование эмоционального отношения в различных ситуациях, контроля за поступками и действиями, носящими у школьников зачастую импульсивный характер. Постоянный самоконтроль должен стать нормой для каждого воспитанника. Степень его может быть различной - от самого общего к мимолетному контролю за потоком мысли, обращенного к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой, когда «я» оказывается не только субъектом, но и основным объектом сознания, когда упор делается на внутреннюю жизнь человека, на процессы становления его отношений к миру, формирования миропонимания, мировоззрения. Способность к осмыслению своих поступков и переживанию их - одна из важнейших черт развития личности .

Современная школа, в особенности общеобразовательная, все больше должна представлять собой такую вещественную и социальную среду, которая является конкретным фундаментом всестороннего развития сознания и самосознания всех людей. Школа нацеливает на то, чтобы каждый, закончив школу, научился правильно оценивать себя как целостность, свои чувства и мысли, мотивы и интересы, устремления и деятельность, свое местоположение в коллективе, обществе.

Другим общесоциальным фактором, обуславливающим совершенствование общеобразовательной школы, формирование научного мировоззрения у подрастающего поколения, является обобществление труда и производства. Развитие коллективов школы, стремление членов участвовать с глубокой заинтересованностью в материальной, социальной, политической и духовной жизни, строить свою жизнедеятельность с наибольшей общественной пользой имеет социально-экономическую основу.

Факторы конкретной микросреды - семья, коллектив, школа как составное звено образования.

Наша общеобразовательная школа, с одной стороны, выступает как один из материальных и социальных элементов, с другой стороны, как относительно самостоятельная система. При анализе школы, выступающего в качестве фактора, ее можно рассматривать как движущую силу конкретной социально-вещественной микросреды, которая непосредственно воздействует на развитие каждого своего составного элемента. Вне взаимосвязи с этим фактором немыслимо развитие активности, ответственности, мировоззренческой культуры и других социально ценных качеств учителей и учащихся.

Существенную роль в развитии личности, в формировании его мировоззрения выполняют социальные и биологические факторы. Социальные факторы - это такие движущие силы общества и его различных структурных элементов, которые определяющим образом обуславливают генезис, становление и развитие человека, его историческое предназначение творца и созидателя всего нового и передового. Воздействие этих факторов на человека детерминируется прежде всего их неразделимой связью с общественной практикой, в особенности с развитием трудовой деятельности.

Биологические факторы - это в данном случае внутричеловеческие, жизненно необходимые процессы (обмен веществ, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост и т.д.), обуславливающие становление и развитие человека как живого, постоянно и активно действующего организма. Они, являясь необходимой предпосылкой становления и развития человека, не могут определять его сущность. Сущность человека составляет, по словам К. Маркса, «совокупность всех общественных отношений» . Производный, подчиненный характер биофакторов в человеке проявляется во многом и в частности в том, что его эмоции, чувства, интеллект и другие свойства под воздействием социальных факторов приобретают качественно иной, социализированный характер выражения.

Поскольку анализ сущности и взаимосвязи других факторов не входит в задачу исследования, постольку ограничимся разбором лишь одной из пары - внутренних и внешних. Внутренние факторы - это движущие силы, ограниченные какой-либо целостностью, ее строением, связью элементов, наличием необходимых свойств, скрытых от непосредственного восприятия, но определяющих его природу, закономерности развития, прочность и стабильность. К этим факторам можно отнести, например, при рассмотрении личности школьника его интересы, интеллектуальную деятельность, мотивы поведения, установки и т.д. Внешние факторы - это движущие силы развития целостности, не входящие в ее структуру, в число атрибутивных свойств, но непосредственно наблюдаемые и воздействующие на его развитие. При изучении личности учащегося к ним можно отнести социальную среду его жизнедеятельности в семье, школе, коллективе, в группе и т.д. Являясь необходимыми предпосылками развития человека, внутренние и внешние факторы в процессе развития бытия находятся в органическом единстве. Как отмечают авторы философского энциклопедического словаря, исторический и объективный характер, неразрывное единство внутреннего и внешнего, усматривает во внутреннем и внешнем моменты целостного саморазвития бытия, видит в их взаимодействии источник самоорганизации и самодвижения бытия на его различных уровнях .

Таким образом, определяющую роль в процессе формирования научного мировоззрения учащихся, как и других социальных групп, играют объективные, материальные факторы. Достигнутый уровень экономической жизни общества и исторически сложившиеся формы материального производства прежде всего обусловливают социальную природу общества, стержневые направления деятельности различных социальных институтов, учреждений культуры, системы образования и т.д. Действие объективных факторов ярко проявляется через действие субъективного фактора. Целенаправленная деятельность государства, педагогических коллективов, представителей семьи и общественности при формировании научного мировоззрения у учащихся могут играть решающую роль и все возрастающую роль тогда, когда для этого действительно созревают необходимые объективные и материальные условия, когда каждый элемент субъективного фактора и все вместе его элементы осуществляют деятельность в соответствии с объективными законами развития природы, общества, познания. Мощные и самые широкие возможности для этого создает общество. К сознательному и планомерному участию в формировании научного мировоззрения личности должны быть привлечены педагогические коллективы, различные общественные институты, родители и сами воспитуемые. Как никогда ранее возрастает роль в формировании научного мировоззрения творчески активной личности, каждого отдельного человека как сознательного субъекта, преобразователя окружающей действительности и самого себя.

Как видно из самого лаконичного анализа, существует множество разнообразных факторов, обуславливающих формирование научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ. Приведенные факторы связаны между собой не только попарно. Они взаимопроникают, взаимно перекрещиваются и так или иначе взаимодействуют, взаимно связаны все без исключения. Систематизация тех или иных их «линий» может образовывать качественно новые, относительно самостоятельно действующие движущие силы или целые их блоки. Одним из таких блоков могут выступать личностные факторы, которые, с одной стороны, являются элементами субъективного фактора - действий лишь отдельных личностей - и внутреннего - действий в границах только личности как целостности. Личностные факторы - это проявление в действие биологических и социальных сил в их органическом единстве, поскольку сущность каждого человека коренится в его общественно-исторической природе. С другой стороны, личностные факторы представляют собой систему автономных, интегрального характера факторов, существование и действие которых очерчено «кругом» жизнедеятельности человека «внутри себя». В силу этих факторов любая личность способна сама себя строить, совершенствовать и развивать, определять конкретно-индивидуальные пути совпадения своего реального поведения и своей социальной природы.

Таким образом, под личностными факторами следует понимать совокупность таких внутренних, сущностных, необходимых движущих сил личности, которые ей объективно присущи, определяют ее как целостность, обуславливают индивидуальную неповторимость ее жизнедеятельности, развитие духовного мира, способов предметно-преобразующей деятельности вариантов поведения. К личностным факторам в первую очередь относятся такие движущие силы саморазвития человека: интеллектуальная деятельность во всей ее многогранности и сложности, эмоционально-волевая, оценочная и предметно-практическая деятельность. Выделяя другие основания и определяя другие цели исследования, можно к личностным факторам отнести интересы, социальные чувства, мотивы, творчество и другие активно действующие детерминанты индивидуальной жизни человека. Все они, представляя собой в рамках личностных факторов выражение автономии, вместе с тем органически взаимосвязаны между собой. Как в том, так и в другом плане их рассмотрение необходимо при формировании научного мировоззрения учащихся.

Процесс формирования научного мировоззрения учащихся как сложное системное образование функционирует под влиянием различных факторов. Их соотношение позволяет определить основные направления его развития. Учитывая определенную функцию школы в осуществлении воспитания, а также активности семьи и самих воспитанников в данном процессе, к ведущим направлениям можно отнести совершенствование учебно- воспитательного процесса, научно-педагогической подготовки воспитателей, активацию процесса самовоспитания учащихся, усиление воспитательной роли семьи и производственных коллективов. Личностно-деятельностный подход к формированию мировоззрения позволяет привести в соответствие педагогическое воспитательное влияние с особенностями воспитуемых, их активностью, потенциальными возможностями и способностями. Целостное изучение школьников и их коллективов позволяет выбрать главное звено в деятельности воспитателей по комплексному решению задач формирования научного мировоззрения.

Библиографическая ссылка

Узденова Л.Х. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24112 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Философия (гр. «фило» - любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире .

Основные характеристики мировоззрения:

Общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);

Исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);

Системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов).

Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью мировоззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).

Основные мировоззренческие блоки:

- натурологический (формирует и выражает отношение к природе);

- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);

- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);

- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).

Основные мировоззренческие уровни:

Эмоционально-рассудочный (миропредставление) формируется на основе, прежде всего индивидуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;

- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных мировоззренческих концепций и идеалов;

- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненных стратегий и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.

Основные факторы формирования мировоззрения:

- внешние факторы : а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

- внутренние факторы : а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.

Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения принято относить системы типических характеристик мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это, прежде всего мифологический , религиозный и философский типы.

Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) самый древний тип мировоззренческой ориентации людей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общины и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива. Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях. В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются:

а) очеловечивание природы;

б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а затем и сферы человеческой деятельности;

в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач;

г) образная наглядность мифологических сюжетов;

д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.

Разложение мифологического мировоззрения в связи с развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоционально окрашенных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхъестественных сил, чаще всего – в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем.

Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также:

а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти;

б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ).

Основными мировыми религиями являются буддизм , христианство и ислам , наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм , индуизм и иудаизм . Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают:

а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов);

б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей);

в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения);

г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).

Философский тип мировоззренияхарактеризуется тем, что оно:

а) рационально (основано на знании и опирается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя);

в) системно (имеет внутренне единство своей структуры);

г) опирается на четкий понятийный (категориальный) аппарат. Возникновение философского типа мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе, о которых речь пойдет в следующем разделе, также вомногом совпадают.

Время на чтение: 1 минута

Каждый человек смотрит по-своему на эту жизнь, по-своему ощущает себя. Но какие факторы влияют на оценку себя, жизни, мира в целом?

Факторы, формирующие мировоззрение человека:

  1. Воспитание
  2. Образование
  3. Окружение
  4. Средства массовой информации
  5. Социальные сети

Воспитание

С детства взрослые закладывают в человеке понимание того как делать хорошо, а как плохо. На основе своего жизненного опыта дают ребёнку определённые советы, знания.

Хорошо, когда жизнь родителей полноценна, они мудры и знают, что необходимо ребёнку для будущего. А если, к примеру, мать воспитывала ребенка одна, ребёнок не получал мужского внимания, а воспитывался только по женскому восприятию этого мира, причём несчастной женщиной, то что будет заложено в таком человеке?

Очень часто родители совершают ошибку, строго наказывая ребёнка ремнём или лишая определённых радостей, что так важны для ребенка. Такие дети могут стать агрессивными в будущем.

Так же, как и чрезмерная строгость родителей по отношению к детям ведёт в будущем к отсутствию формирования своего мнения. Такие дети, вырастая, не добиваются больших высот, у них появляется страх проявления себя, возможны социальные фобии.

Воспитание детей родителями играет важную роль в формировании ребёнка как личности. Родители могут, как заложить хороший фундамент в ребёнке, так и плохой, поэтому к воспитанию детей нужно подходить грамотно.

Образование

Те знания, которые человек получает в школе, техникуме, институте также влияют на формирование сознания, мировоззрения человека.

И зачастую сами преподаватели, делясь своим опытом, своей точкой зрения формируют взгляды и понимание жизни учеников, студентов.

В школьные и студенческие годы человек ещё наивен, не испытывал особых трудностей в жизни, и качественное образование и грамотные преподаватели могут помочь определиться учащемуся, что ему важно, понять то ли профессиональное направление он выбрал в жизни. Именно в эти годы человек определяет свои ценности, формирует своё будущее.

Окружение

«Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». Не просто так это выражение популярно.

Люди, окружающие человека, формируют его взгляды, привычки, ценности. Они могут, как помочь ему реализоваться как личности на своём примере, так и погубить его таланты, а даже закомплексовать.

Если человек попадает в плохую компанию, общается с «антисоциальным элементом», то рано или поздно становиться таким же, как они.

Если же человек, наоборот, попадает в успешную среду, он начинает перенимать от людей правильные взгляды на жизнь, начинает улучшать качество своей жизни. Начинает ощущать себя по-другому, стремиться к чему-то и добиваться целей, поэтому так важно выбирать себе правильных круг общения.

Поэтому нужно тянуться к людям, которые лучше, успешнее, мудрее. Именно такие люди своим примером могут дать толчок к действиям в будущем, заряжают своей энергией и позитивным мышлением.

Средства массовой информации

СМИ, вот что рядом с человеком на протяжении всей его жизни.

Телевизор, радио, газеты, журналы, они повсюду. Они рассказывают про новости, происшествия, разводы знаменитостей, учат вкусу, стилю, диктуют как надо жить и т.д.

Почему успешные, счастливые люди мало смотрят телевизор?

А потому, что просмотр телевизора очень сильно влияет на формирование личности, мировоззрения. Люди, которые постоянно «совершенствуются» за его просмотром, начинают деградировать или мыслить примитивно.

Поэтому нужно фильтровать информацию, которая поступает в мозг. Смотреть передачи, помогающие развиваться как личности, получать новые знания. Это могут быть документальные фильмы.

Не нужно ко всему телевизионному миру относится столь серьезно и воспринимать его как экранизированную «книгу жизни». Сколько людей, столько и мнений. Не нужно постоянно смотреть новости, они чаще носят негативный характер, что тоже пагубно сказывается на формировании мировоззрения.

Социальные сети

Социальные сети - это, конечно, отдельная тема. Кто-то их использует с пользой, а кто-то сидит в банальных, разрушающих сознание группах, читает новости и статусы этих сообществ, где говорится, как жить «правильно», причём многие это просматривают, «лайкают», комментируют.

Для формирования правильного мировоззрения, нужно общаться с правильными, успешными людьми, смотреть познавательные, интересные передачи, фильмы, постоянно развиваться, не зацикливаться на проблемах и не «уходить в себя», поменьше смотреть телевизор и не пропадать в социальных сетях. Только тогда человек будет выделяться из «серой массы» и добиваться успехов.

Культура умственного труда личности – духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразование мира и себя.

Условия воспитания культуры умственного труда личности:

· непрерывный характер учебной деятельности;

· создание обучающимися интеллектуального продукта, эквивалентного изменениям в личностном развитии;

· педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации

Умственное воспитание (УВ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

задачи:

· формирование знаний как условия умственного роста,

· овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями,

· формирование научного мировоззрения.

Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др. Во внеклассной работе - научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады.

В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения ученика. Мировоззрение – система взглядов человека на мир в целом,на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем. Понимание и эмоциональная оценка человека, смысл его деятельности, совокупность научных, философских, политических, нравственных убеждений и идеалов людей.

Факторы , влияющие на формирование мировоззрения:

1) социально-экономическая среда, политика гос-ва, идеология. 2) развитие науки, техники. 3) развитие образования, культуры.

Виды : научное, религиозное, бытовое мировоззрения.

Задачи формирования научного мировоззрения:

Формировать научные взгляды и убеждения объясняющие мир, формировать критическое отношение к антинаучным представлениям, формировать способность к твердому проявлению воли и решительности в реализации своих убеждений.

Пути реализации задач: школа (сознание уч-ся формируется в результате усвоения науки, которая представлена в школе в адаптированном виде – учебные предметы), семья (форм миров осущ через общение с родителями – походы, беседы, традиции), внешкольная деятельность (форм миров в процессе усвоения любимой деятельности)