Медицинский портал - Беременность. Выделения. Климакс. Месячные

Медицинский портал - Беременность. Выделения. Климакс. Месячные

» » Что определяет характер лизы и эраста. Характеристика героя Эраст, Бедная Лиза, Карамзин. Образ персонажа Эраст. Образ героя в произведении

Что определяет характер лизы и эраста. Характеристика героя Эраст, Бедная Лиза, Карамзин. Образ персонажа Эраст. Образ героя в произведении

В русской литературе есть термин «лишний человек». Одним из первых писателей, кто создал этот образ, является А. С. Пушкин. Но первым, еще нечетким проявлением этого образа «лишнего человека» является герой повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» богатый дворянин Эраст.

«Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…» встречает читателя в повести и знакомится с бедной крестьянкой Лизой. Любовь поглотила их обоих. Но по воле ли судьбы или по «какому иному случаю» влюбленные расстаются. Эраст обманывает девушку, женившись на другой ради приличного состояния. Лиза, не пережив предательства, погибает. А Эраст остается несчастным.

Н. М. Карамзин не следует законам классицизма. Его Эраст не является отрицательным героем, хотя из-за него умирает Лиза. Он описывает своего героя незлобивым, нежным, с «…добрым сердцем, добрым от природы…». Да, он легкомысленный и ветреный барин, но таковым его сделало дворянское воспитание, богатое наследство и праздная жизнь. А с Лизой Эраст стал намного чувственнее и искреннее.

Эраст неглуп, «с изрядным разумом», «читывал романы, идиллии», «имел довольно живое воображение». Для Лизы Эраст не жалеет ничего, он готов даже покинуть свет ради нее, он желал поддерживать ее материально и «хотел всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены…» за Лизину работу.

Его жизнь до встречи с Лизой была скучна и пуста, а после «…все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными». Лиза открыла для него новую жизнь, и Эраст обещает ей счастливую жизнь. К сожалению, Эраст оказался слабохарактерным человеком, неспособным к благородному поступку в силу внешних обстоятельств. Он мог бы жениться на Лизе, но его тяготит отсутствие материального благополучия. «…Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?..» — вопрошает автор. И читатель понимает, каков Эраст. Но осудить его не может ни читатель, ни автор, потому что Эраст наказывает себя горьким раскаянием: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею…».

Н. М. Карамзин скорбит о Лизе вместе со своим героем. Для него Эраст несчастный человек, который в силу своих безвольности и неумения противостоять социальным порядкам остался несчастлив: «…Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке…»

Н.М. Карамзин написал чрезвычайно трогательную и драматичную историю о простой и вместе с тем вековечной ситуации: она любит, а он - нет. Но прежде чем отвечать на вопрос о том, какова характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза», нужно, по крайней мере, хотя бы немного освежить в памяти сюжет произведения.

Сюжет

Лиза - сирота. Оставшись без отца, она вынуждена пойти работать: продавать цветы в городе. Девушка очень молода и наивна. В один из своих «рабочих дней» Лиза увидела в городе молодого человека (Эраста), который купил у нее цветы, заплатив в 20 раз больше, чем они стоят. Эраст сказал при этом, что эти руки должны собирать цветы только для него. Правда, на следующий день он не явился. Лиза расстроилась (как и все молоденькие девочки, она была очень падка на комплименты). Зато на следующий день Эраст сам навестил Лизу у нее дома и даже поговорил с ее матерью. Старушке-матери молодой мужчина показался очень приятным и вежливым.

Так все и продолжалось какое-то время. Эраст упивался девственностью и непорочностью Лизы, а она (крестьянская девушка 19 века) была просто ошеломлена ухаживаниями молодого красивого дворянина.

Переломный момент в отношениях наступил тогда, когда Лиза сказала о своем возможном скором замужестве. Она была расстроена и подавлена, но Эраст ее успокоил и расписал ей будущее и сказал, что небо над ними будет в алмазах.

Лиза немного повеселела - поверила Эрасту и на волне облегчения подарила ему свою невинность. Как и следовало ожидать, характер встреч изменился. Теперь Эраст снова и снова овладевал девушкой, уже без зазрения совести используя ее для своих нужд. Потом и Лиза, и отношения с ней Эрасту наскучили, и он решил сбежать от всей это тягомотины в армию, где не служил Отечеству, а стремительно проматывал свое состояние.

Вернувшись из армии, Эраст, конечно, ни полслова не сказал Лизе об этом, она сама как-то увидела его на улице в карете. Бросилась к нему, но после не очень приятного разговора, случившегося между ними, бывший возлюбленный выставил Лизу за дверь, сунув деньги.

Лиза от такого огорчения пошла и утопилась в пруду. Старушка-мать последовала за ней в как только она узнала о гибели дочери, то ее сразу же хватил удар, и она скончалась.

Теперь мы готовы ответить на вопрос о том, какова же характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза».

Характер Лизы

Лиза фактически была ребенком, несмотря на то, что ей пришлось рано пойти работать, так как ее отец умер. Но жизни она не успела научиться как следует. Неопытность девушки и привлекла молодого поверхностного дворянина, видящего цель своей жизни в наслаждении. В этом ряду находится и бедная Лиза с ее восхищением. Эрасту очень льстило отношение такой молодой и такой свежей девушки, а она была наивна до крайности. Принимала отношение молодого повесы за чистую монету, а это все была игра от скуки на самом деле. Как знать, может быть, даже Лиза втайне надеялась на положение барыни со временем. Из других ее качеств характера стоит отметить доброту и непосредственность.

Возможно, мы описали не все грани личности главной героини, но, как кажется, здесь достаточно информации, чтобы характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза» была понятной и охватывающей самую суть ее существа.

Эраст и его внутреннее содержание

Второе главное действующее лицо повести - Эраст - это типичный эстетик и гедонист. Он живет только за тем, чтобы наслаждаться. У него есть ум. Он мог бы быть блестяще образован, но вместо этого молодой барин просто прожигает свою жизнь, а Лиза для него - развлечение. Пока она была чиста и непорочна, девушка интересовала Эраста, как увлекает орнитолога недавно открытый им вид птиц, когда же Лиза сдалась Эрасту, то стала такой же, как все, а значит, ему стало скучно, и он, гонимый жаждой наслаждения, двинулся дальше, не особенно задумываясь о последствиях своего мерзкого поведения.

Хотя неэтичным поведение молодого человека становится только сквозь призму определенных моральных ценностей. Если же человек беспринципен (каким и был Эраст), то он даже не может почувствовать ту долю низости, которая содержится в его поступках.

Человек, ищущий в жизни только удовольствий, поверхностен по определению. Он не способен на глубокие чувства. И, конечно, он приспособленец, что и доказывает брак Эраста ради денег с уже немолодой вдовой.

Противостояние Лизы и Эраста как борьба света и тени, добра и зла

На первый взгляд кажется, что Лиза и Эраст - это как день и ночь или добро и зло. Соответственно, характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза» и характеристика Эраста умышленно противопоставлены автором повести, но это не совсем так.

Если образ Лизы - это добро, то такое добро не нужно ни миру, ни людям. Оно просто нежизнеспособно. Тем не менее, в общем хорошо написана (хоть и слегка сентиментальна) повесть «Бедная Лиза». Характеристика Лизы, которая может ее исчерпывающе определить, - это наивность, доходящая до глупости. Но это не ее вина, ибо речь идет о крестьянской девушке 19 века.

Эраст тоже не есть зло в чистом виде. Для зла нужна сила характера, а ею молодой дворянин не наделен, к его сожалению. Эраст - просто инфантильный мальчик, бегущий от ответственности. Он совершенно пуст и бессодержателен. Его поведение омерзительно, но злым его назвать трудно, а уж тем более воплощением зла. Это все, что нам открыла повесть «Бедная Лиза». Характеристика Эраста приведена более чем исчерпывающая.

Рассказывает историю отношений молодого дворянина и юной крестьянки, которых связала любовь. Характеристики, которые дает главным героям автор - контрастны. У главных героев - Лизы и Эраста, разная жизнь, круг общения, свои цели и стремления.

Образ Лизы и Эраста

Молодая дочь зажиточного крестьянина - Лиза обладала редкой «чистой» красотой. У нее прекрасные: «…голубые глаза…», которые она, стесняясь, часто обращала к земле. Волосы у Лизы светлые. В моменты смущения:
«…щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер…».

Лиза была робкой, и скромной.

Эраст привлекательный молодой богатый дворянин. Лизу восхищает его: «…доброе лицо, такой голос…». Он учтив и приятен в общении.

Сравнительная характеристика

После знакомства со скромной крестьянкой Лизой душа Эраста, пресыщенная радостями светской жизни, ожила. Он обещал возлюбленной, что они будут жить вместе: «…неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю…».

Сравнительная характеристика Лизы и Эраста показывает, что их любовь была разной.

Влюбленная крестьянка была полностью во власти своего чувства к Эрасту. показывает, что она «растворилась» в любви к нему.

Поначалу Эраст испытывал к крестьянской девушке «братскую» любовь. Но страсть победила непорочные возвышенные чувства.

Рассмотрим характеристику Лизы и Эраста в таблице.
Сравнительный анализ показывает, что они были противоположными как по социальному положению, так и по характеру.

Эраст и Лиза: отношение к работе

Сам Эраст никогда не работал, и жил на деньги родителей. Но он ценит чужой труд, предлагает девушке заплатить за ее работу гораздо больше.

Лиза много работала:
«…день и ночь…».
Она рукодельничала, вязала чулки, занималась ткачеством. Зарабатывала на жизнь себе и матери: «…весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве…».

Эраст и Лиза: отношение к деньгам

Деньги он тратит легко, ведет:
«…рассеянную жизнь…». На службе в армии молодой повеса не воюет с врагом, а проигрывает в карты свое имение. Единственным выходом из сложившейся ситуации он видит женитьбу на богатой вдове.

Каждая копейка Лизы заработана нелегким трудом.
Никогда не брала лишнего за работу: «…Мне не надобно лишнего…» - говорит она Эрасту, предлагающему рубль взамен 5 копеек за ландыши.

Эраст и Лиза: образование

Эраст: «…дворянин, с изрядным разумом…». На досуге он: «…читывал романы, идиллии…».

Лиза не имеет образования: «…для чего не умею ни читать, ни писать!» - горько восклицает она.

Эраст и Лиза: черты характера

Он добр, но не обладал сильным характером и был ветреным в поступках и увлечениях. Ему часто было скучно, он: «…жаловался на судьбу свою…».
В любви он теряет разумность: «…Безрассудный молодой человек!». Эраст совестливый, узнав о смерти бедной Лизы: «…почитал себя убийцею…».

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» - одно из самых известных произведений эпохи романтизма. Трагичность повествования не оставляет равнодушными читателей любых возрастов, а актуальность темы очевидна и сегодня. Центральным персонажем произведения является Эраст - он и источник всех бед, и воплощение авторской мысли.

Эраст - представитель типичного молодого дворянства. Он полон романтики и любви, полон иллюзий и надежд на будущее. Ему кажется, что он способен сломать устоявшиеся традиции и сможет пойти и против семьи, и против друзей ради своей любви. Однако на деле он оказывается гораздо слабее, чем представляет себя сам, сдается под натиском первых же жизненных трудностей. Переоценить роль Эраст в сюжете невозможно, поскольку именно его характер, его внутренние черты определяют сюжет и делают любую другую концовку попросту невозможной.

Характеристика героя

Основные черты героя достаточно противоречивы, автор не рисует его исключительно коварным соблазнителем и беспринципным мужчиной. К отрицательным чертам Эраста можно отнести его ветреность и неспособность держать собственное слово. Также автор резко осуждает его самообман: уходя на войну, он оправдывает этим свою холодность к девушке, однако и здесь не проявляет себя, а только играет в картах и развлекается с друзьями. Эраст не имеет силы воли, чтобы преодолевать жизненные трудности и выбирает самый простой путь: вместо того, чтобы упорно трудиться, он просто женится на богатой пожилой вдове, не думая о последствиях для других. Еще одно резко отрицательное качество Эраста - его убежденность в том, что деньги могут помочь израненному сердцу девушки.

Однако есть в этом мужчине положительные черты. Прежде всего, это искренность. Он действительно любил Лизу, хотя и не смог признаться в охлаждении собственной страсти. Он искренне верит в то, что они вдвоем смогут преодолеть социальные преграды и все трудности неравенства. Предлагая Лизе деньги, он также убежден, что это может пойти ей на пользу. Злобы в его действиях, обмана и коварства фактически нет. Именно поэтому воспринимать Эраста только как негативного персонажа невозможно. О том, что его положительные черты, его совесть и его сострадание «живы» говорит и финал: до конца жизни он будет страдать из-за того зла, которому стал виной. Такой психологический портрет достаточно сложен и многогранен, он фактически определяет весь сюжет. В целом же персонажа сам автор характеризует как героя не плохого, но испорченного устаревшими порядками и дворянский жизнью.

Образ героя в произведении

В произведении Карамзина Эраст становится воплощением сразу двух важнейших тем, заложенных автором в сам сюжет и в его скрытый смысл. В первую очередь через действия романтического героя выражается противоречие между естественными чувствами и искусственно созданными законами, в том числе социальными. Эраст практически полностью создан из этих противоречий, и его судьба становится демонстрацией того, почему чаще всего побеждают законы человека, а не законы природы. Над Эрастом берет верх жажда финансового благополучия и социального признания, естественные порывы собственной души ему приходится отодвинуть на второй план. Как результат - глубокие душевные страдания, которые происходят из неестественности подобных отношений между людьми.

Что немаловажно, через образ Эраста Карамзин выражает собственную позицию к подобным представителям дворянства. С одной стороны, он осуждает их морально, обрекает на муки совести и не позволяет спокойно примириться с собственными слабостями. С другой стороны, эстетически автор оправдывает героя, показывая, что он не является виновником сложившихся обстоятельств, а скорее их заложником. Такая позиция была отмечена не только литературоведами, но и соотечественниками. Сразу после публикации повести имя Эраст стало максимально популярным среди людей высшего сословия.

Очень важна роль Эраста и в истории русского романтизма в целом. Он стал первым центральным персонажем, который воплотил в себе образ так называемого «лишнего человека». После этого подобные персонажи появлялись у большинства авторов, однако основоположником такого направления считается именно Кармазин.

Характеристика Эраста.

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем
которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.
По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.
Эраст – светский молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Общественная жизнь и светские
удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о
том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно
на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».
С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» - крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
Чувственность – высшая ценность сентиментализма
- толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина
чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. Эраст восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.
Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое
состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове.
А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» - бросается в пруд около Си…нова монастыря. Эраст
тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя
убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой
очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на
сентиментальных романах.
Существовало множество произведений, подобных этой повести. Например: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка». Это произведения А.С. Пушкина; «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Но именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.

END СОЧИНЕНИЕ НАПИСАНО ГЛОТОВЫМ И. С. НА «5»