Медицинский портал - Беременность. Выделения. Климакс. Месячные

Медицинский портал - Беременность. Выделения. Климакс. Месячные

» » Виды психических личностных расстройств - признаки, симптомы, диагностика и лечение. Моральное разложение Клиническое течение и прогноз

Виды психических личностных расстройств - признаки, симптомы, диагностика и лечение. Моральное разложение Клиническое течение и прогноз

Христианин - совершенно свободный господин, ничему не подвластный. Христианин - совершенно покорный слуга, всему подчиненный.

Мартин Лютер

А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Евангелие от Матфея 18:6).

Чувственность

«Хорошо, – скажут нам. – Возможно, доказательства «от психологии» преувеличены. Но очевидно, что нехристианские рок-концерты порождают жестокость. Чувственные ритмы, несомненно, возбуждают страсти, которые иначе дремали бы, и неблагоразумно использовать такую музыку в христианских целях».

Некоторые утверждают, что Американская медицинская ассоциация недавно связала «рок-бит» с развратом и злоупотреблением наркотиками. В доказательство они цитируют газетные сообщения о статье, опубликованной в журнале этой Ассоциации. Но в этой статье авторы не устанавливают прямой причинной связи между стилем музыки и дурным поведением.

Сообщение это, скорее всего, предостерегало о возможном влиянии нехристианских рок-групп, которые внушают неверный и нездоровый взгляд на мир. В нем выражено беспокойство по поводу молодежи, которая погрузилась в субкультуру «тяжелого металла» вместе с группами «Слэйер» («Slayer») или «Металлика» («Metallica»). Вывод такой: «Имеющиеся данные изобилуют разными анекдотичными историями, но вообще говорят о том, что эти подростки могут подвергнуться риску злоупотребления наркотиками или даже участия в сатанинских действиях».

Правильно! Правильно! Я всей душой согласен и буду повторять эти предостережения в главе 12, говоря о дурных поступках, совершенных многими популярными музыкантами. Тем не менее статья ничего не говорит о том, что музыкальные ритмы и стили вредны сами по себе, по своей природе. Христианский рок они даже не рассматривают. Говорить о негативных воздействиях групп «Слэйер» и «Металлика» и делать отсюда вывод, что группа «Петра» тоже наносит вред, – все равно, что взять исследование того, как воздействуют фильмы «после 17-ти», и сделать вывод, что «Бемби» тоже причиняет вред.

Единственное известное мне исследование, которое сравнивало подростков, слушающих современную христианскую музыку, с теми подростками, которые предпочитают музыку обычную, обнаружило, что у первых, как правило, более высокий средний уровень оценочных показателей.

Ожидания публики, провоцирующие поведение исполнителей, и атмосфера концерта

Я не обнаружил исследований, связывающих чувственность с отдельным музыкальным стилем или с ритмом ударных самим по себе. По-видимому, атмосфера необузданного возбуждения, возникающая на некоторых нехристианских рок-концертах, подсказывает некоторым критикам, что виноват музыкальный стиль. А может быть, неистовая реакция вызвана главным образом сочетанием чувственных текстов, ожиданий публики и образа жизни исполнителей?

Люди идут на концерт «Роллинг Стоунз» не только ради музыки, но и ради атмосферы необузданного возбуждения. Когда они приходят туда, они уже настроены провести вечер соответствующим образом. Они входят в концертный зал, а там – тысячи людей, которые пришли с теми же самыми ожиданиями. Исполнители поддерживают и «подогревают» атмосферу своими словами и действиями. Принц (Prince) обольщает и увлекает публику своей гедонистической философией и сексуально недвусмысленными ужимками. Шер (Cher) одевается так, чтобы поразить публику. Группа «Двери» («Doors») потворствует духу протеста и бунтарства. Мне представляется, что музыкальный стиль сам по себе вызывает безобразную реакцию публики не больше, чем музыка «кантри» заставляет людей пить и танцевать в ночном «кантри-клубе». Реакция публики обуславливается скорее стремлениями людей, которых «заводят» исполнители, чем стилем музыки.

Многие антропологические исследования это подтверждают. У людей одной культуры определенного вида музыка в особой обстановке вызывает сильные эмоции, некоторые даже теряют сознание, а на людей другой культуры эта же музыка может не оказывать никакого воздействия. Подтверждая эту гипотезу, сравним реакцию на музыку «Битлз» в то время, когда они выступали, с сегодняшней реакцией. Противники обращали внимание на то, что «Битлз» смущают, волнуют, будоражат, а значит, – рок возбуждает чувственную природу. Понаблюдав за тем, как спокойно слушают «Битлз» теперь, вы удивитесь, из-за чего было столько шума. Если дело в самом стиле, тогда на нее и сейчас бы так реагировали, как в 60-е годы. Мы снова видим, что проблема не в том, каков вид музыки, а в том, как относятся к ней люди и чего ожидают. Конечно, это связано с тем, как выступает группа. Я допускаю, что большая часть рок-музыки действительно возбуждает, но возбуждение само по себе – не зло. Мы уже говорили, что поклонение Богу в Ветхом Завете часто сопровождается безудержным, но здоровым избытком чувств. Возбуждение нейтрально; и у рок-музыканта есть возможность направлять его в положительную или отрицательную сторону.



Произнесенное слово имеет большую силу. Согласно Книге Притч (18:22), «смерть и жизнь – во власти языка», и Гитлер направлял возбуждение, порожденное его харизматическими речами, чтобы продвигать вперед свое страшное дело. Средство (увлекающая речь) не виновато. Виновато содержание. Большинство людей, присутствующих на концерте группы «Кармен» («Сагтап» – «Водитель»), не может усидеть на месте. Атмосфера наэлектризована, но эмоции направлены на то, что и должно вызывать возбуждение: борьба за дело Христово с «начальствами» и «властями» (Еф. 6:12) и торжественное воспевание грядущей победы.

Синкопированный ритм и чувственность

Сутью проблемы часто считают синкопированный ритм ударных. На самом деле синкопирование можно найти во многих видах музыки, включая классику (произведения для хора) и признанные сборники церковных гимнов («Когда Иисус в мое сердце вошел»). Согласны ли критики выбросить за борт всю такую музыку? Мы не обнаружили исследований, связывающих синкопирование с негативным воздействием. Кроме того, ритм ударных рок-музыки часто совпадает с ритмом ударных более мягкой музыки, которая звучит в приемных врачей или в универмагах. По большей части, барабаны признаны нашим обществом. Многие из тех, кто осуждает ритм ударных рок-музыки, возможно, принимают более мягкую форму того же самого ритма в легкой музыке, которую охотно слушают. На самом деле многие церковные музыкальные произведения включают в себя этот ритм. Непоследовательно признавать ритм ударных в одном стиле музыки и осуждать в другом, тогда как это, по существу, один и тот же ритм. Интересно отметить, что мягкая и приятная музыка больше возбуждает чувственность, чем тяжелая. Кинорежиссеры хорошо умеют соединять подходящую музыку со сценой из фильма. Мягкая и приятная музыка обычно сопровождает любовные сцены, чтобы зрители почувствовали единение с тем, что происходит на экране.

В третьей части книги мы увидим, что соединение популярных музыкальных стилей с мирскими (нехристианскими) видами деятельности часто приводило христианских лидеров к ошибочному предположению, будто между ними есть причинно-следственная связь. В истории Церкви был период, когда некоторые музыкальные интервалы считались чувственными. Вавилонский Талмуд считает, что женский голос возбуждает похоть. Ранняя Церковь запрещала мужчинам и женщинам петь вместе, видя в этом символ сексуального соединения. Карлштат говорил: «Отошлите в театр органы, трубы и флейты. Лучше одна глубоко прочувствованная молитва, чем тысяча кантат на слова псалмов. Сладострастные звуки органа пробуждают мирские мысли». Он так чувствовал, но ошибался. Другие по той же самой причине осуждали лютню Мартина Лютера, скрипку (ее прямо называли дьявольской) и другие музыкальные инструменты. Будем более осмотрительными в наших оценках, чтобы не повторять вечно одну и ту же ошибку.

Демонические влияния

Скажут нам и так: «А знаете ли вы о детях миссионеров, которые перенесли современную христианскую музыку туда, где работают их родители? Когда люди из сохранившихся доныне первобытных племен ее слышали, они удивлялись, почему дети вызывают демонов». Эл Менкони, автор книг, руководитель семинара и специалист по современной музыке, разыскал тот музыкальный альбом, композиции из которого задевали и оскорбляли аборигенов, и обнаружил, что его музыкальный стиль далек от того, что сегодня назвали бы роком. Записан он в начале 70-х годов и включает такие песни, как «Перекличка» и «Он – все для меня». Исполнители – Клифф Бэрроуз (Cliff Barrows) и Ральф Кармайкл (Ralph Carmichael). Говоря о песне «Он – все для меня», Менкони заметил: «Если эта песня демоническая, тогда почти каждый христианский хор Америки в опасности».

Но появились и другие свидетельства в пользу теории о демоническом ритме ударных, и потому нужен более аргументированный ответ. Стивен Мафосах вырос в Зимбабве (Африка). Во время культовых ритуалов он играл на барабанах, чтобы вызвать злых духов. Обратившись в христианство, он отобрал десять современных христианских музыкальных альбомов, из самых популярных, и назвал их «неприемлемыми, отвратительными и оскорбительными». Предположим, что он прав. В конце концов, он вырос в племени, которое использовало особый ритм ударных, чтобы вызывать демонов. Доказывает ли это, что ритм ударных демоничен по своей природе и вызывает злых духов независимо от ситуации или от культуры? Чтобы подтвердить такую гипотезу, нужно показать, что тот же самый ритм используется во многих изолированных культурах для той же цели. Если это так, теория вызвала бы доверие. Чтобы прийти к такому заключению, необходимо узнать мнение человека, хорошо знакомого с музыкой многих культур, который определил бы, действительно ли «демонический ритм ударных» повторяется от одного племени к другому.

Дж. Уильям Саппли, адъюнкт-профессор музыки Колумбийского Библейского колледжа и семинарии, вырос в Индии; он преподавал и изучал музыку более 50 различных культур. Исследуя теорию «демонического ритма», он выделил ритм ударных, используемый для поклонения демонам в одном племени, и обнаружил, что, помимо ритмов, которые использовались для призывания демонов, в этом ритуале играли роль и мелодии, и напевы, и даже краски. Когда он сравнил эти дополнительные элементы с теми, которые употребляли другие племена, он обнаружил, что, например, одно племя, живущее чуть ниже по склону горного хребта, использовало в игре тот же напев, которым то, первое племя вызывало демонов.

Что же он отсюда вывел?

Исследовав множество культур, тщательно и кропотливо записывая и сравнивая структуры и стили барабанных ритмов, Саппли не мог обнаружить никакого переходящего из культуры в культуру ритма ударных, используемого именно для вызывания демонов. На самом деле вызывание это связано с разными ритуалами. В одной из культур для него может использоваться некоторая последовательность нот. «Демонического ритма ударных», одинакового для разных культур, просто не существует. Жильбер Руже, заведующий отделением этномузыковедения Музея человека в Париже, всесторонне исследовал связь между одержимостью и музыкой. Его труд хорошо бы прочитать каждому, кто верит в «демонический ритм ударных». В книге «Музыка и транс» Руже, тщательно подбирая документальные подтверждения, показывает, что в мире существуют самые разные виды музыки, связанные с трансом и одержимостью, и предлагает несколько важных догадок.

Во-первых, Руже соглашается с Саппли – нет «демонического ритма ударных», который бы встречался в разных культурах. Ритмы ударных, связанные с вселением духа в человека, сильно меняются от культуры к культуре. Во-вторых, во многих культурах с одержимостью духами, кроме барабанов, связаны другие музыкальные инструменты. Одни используют священный колокол, другие – скрипку, третьи – погремушку из высушенной бутылочной тыквы, четвертые – тихое пение под цитру, пятые – флейту, шестые – гобой, седьмые – лютню, восьмые – трещотку. Некоторые ритуалы сопровождаются одним пением, без всяких инструментов. Руже приходит к такому выводу: «Существует множество различных видов музыки, связанных с вселением духов в человека, как существуют различные культы, связанные с одержимостью духами».

По-видимому, Мафосах использовал для своего языческого культа ритм ударных, который напоминал ритмы некоторых рок-песен. Он с детства усвоил связь соответствующего ритма с определенным культом, и, когда он обнаружил тот же самый ритм в некоторых христианских песнях, он, очевидно, удивился и смутился. Если бы член племени вандау в Мозамбике услышал флейту, используемую в христианской музыке, он вполне мог бы сказать: «Почему вы ублажаете и умиротворяете духов?» – ведь в его племени флейта служит именно для этого. Если Мафосах отрицательно реагирует на ритм ударных просто потому, что его племя использует этот ритм в демонических ритуалах, нельзя предполагать, что привлекает демонов сам этот ритм.

Камни преткновения

На первый взгляд, если учесть проблему «камней преткновения», споры о музыке решаются очень просто. Первая посылка: Библия утверждает, что оскорблять и раздражать братьев по вере – это грех. Вторая посылка: верующие свидетельствуют о том, что современная христианская музыка их оскорбляет и смущает. Следовательно: грешно использовать современную христианскую музыку. Чтобы должным образом оценить эту точку зрения, мы должны повнимательнее посмотреть на то, что говорит Писание об отношениях между «немощными братьями», которые считают грешным какое-нибудь нейтральное действие, и «более сильными братьями», которые понимают, что некоторые действия нравственно нейтральны и в них можно участвовать с чистой совестью (см. Рим. 14:1-15:7 и 1 Кор. 8-10 ). Предположим, что современная христианская музыка сама по себе – не зло, но камень преткновения для некоторых, кто ее злом считает.

«Немощный» брат, о котором говорится в 14 главе Послания к Римлянам , полагал, что есть мясо – грех, но то, что он ошибался, не дает более сильному брату право относиться к нему с презрением (см. ст. 3-10 ) или его оскорблять (см. ст. 13-15 ). Скорее более сильному брату надо быть осторожным, внимательным и позаботиться о том, чтобы то, что хорошо для него, не стало духовным препятствием для немощного. Другими словами, человек может перед Богом слушать современную христианскую музыку, но бывают ситуации, при которых он должен отказаться от этого своего права. Все дело в том, не причинит ли он вреда более слабому брату, который обидится или будет вынужден слушать музыку, которую считает грешной. Тут встает вопрос: должен ли более сильный брат отказаться от любой деятельности, которая задевает других или оскорбляет верующих? Внимательно вчитавшись в Библию, мы обнаружим некоторые ограничения, которые необходимо учитывать.

1. Географическая или социальная дистанция ограничивает ответственность. Павел советовал Коринфской общине «есть все, что продается на торгу» (1 Кор. 10:25 ). Тем не менее он знал, что в Риме есть люди, которые едят не все (Рим. 14:2 ). Очевидно, их соблазны и сомнения должны заботить только тех, с кем они соприкасаются, а не всех верующих вообще. Верующие, живущие на Кубе, не играют в домино. Члены секты «Эмиш» (Amish) не носят галстуков. Многие решительно и твердо заявляют, что перевод Библии, сделанный при короле Якове, – единственно верная английская Библия. Но ни одну из этих групп не задевает то, что я не согласен с ними и не соблюдаю их правил в своих, местных условиях; я не обязан ограничивать свою свободу, как они. Точно так же, если современную христианскую музыку слушают те, у кого она не вызывает проблем, нет никакого камня преткновения.

2. Если проблема только в различии вкусов, это не должно ограничивать нашу свободу. Некоторых людей, которые осуждают христианский рок, на самом деле не задевают теоретические споры. Им просто не нравится «оскорбительная и отвратительная» музыка. Никакая церковь не может угодить каждому члену. Одни любят более формальную литургическую службу; другие хотят больше хоров с пением хвалы; третьи – больше традиционных гимнов или «старой доброй музыки в стиле гаспел». Хотя при планировании церковной службы нужно считаться с предпочтениями людей, мы должны признать, что в данном случае речь идет не о проблеме сильных и слабых братьев. По-настоящему немощный брат полагает, что какой-то вид деятельности не просто нецелесообразен или неуместен, а грешен.

3. Иногда для духовного укрепления и возрастания слишком щепетильного человека приспосабливаться к нему – не самый лучший способ. Как правило, мы не должны «подавать соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1 Кор. 10:32 ), но основной принцип – это искать «пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10:33 ). Иногда наше стремление приспособиться не приносит пользы человеку. Иисус сознательно задевал и раздражал (греческое слово, в другом контексте означающее «создавать преткновение») фарисеев, говоря, что любая еда чиста (Мф. 15:12 ). Хотя Он знал, что кто-то будет задет и оскорблен, но, очевидно, в данном случае важнее оказалось исправить ложное богословие. Если бы Иисус подчинился диетическим правилам фарисеев, Он бы укрепил традицию, которая придавала особое значение внешней чистоте в ущерб внутренней святости (см. Мф. 15:17-18 ).

Иисус шокировал духовную элиту своего времени тем, что общался с грешниками, имел дело с самарянами и «нарушал» субботу. Иногда наши уступки могут искажать истину с точки зрения внешних наблюдателей. В таких случаях более слабым братьям необходимо возрасти, и мы обязаны скорее обучать и воспитывать их и милосердно спорить с ними, чем приспосабливаться к их капризам и прихотям, которые иногда вызваны незрелостью. Главные наши принципы – наставлять и поучать верующих, уговаривать и убеждать заблуждающихся. Многие из тех, кто сегодня поклоняется Богу, свидетельствуют о положительном влиянии на их жизнь современной христианской музыки. Эл Менкони получил более 3500 таких свидетельств, когда я начал писать эту книгу. Если 95% членов общины свидетельствуют о том, что хоровая хвала и современная музыка привлекают их сердца к Богу, зачем отбрасывать эти формы из-за жалоб небольшого числа недовольных? А вдруг, изменив форму, чтобы успокоить 5% общины, мы помешаем остальным 95% поклоняться Богу? Конечно же, это неблагоразумно.

Наверное, церковному руководству следует воспитать эту небольшую группу, объяснив, что подобная форма музыки вполне законна. Если группа останется при своем, то мы должны научиться тому, о чем говорит Писание, рассуждая о более слабых братьях и более сильных, – не осуждать (Рим. 14:3 ), не вызывать разделений (Рим. 14:19 ) и т. д., чтобы сохранить единство Церкви.

4. Противоречивые сомнения могут привести к тому, что приспособиться невозможно. Многие баптисты убеждены в том, что призывать к покаянию и следованию за Христом нужно в конце каждой службы. Многие кальвинисты (часть их – баптисты) с такой же убежденностью полагают, что никаких призывов делать не надо. Некоторые полагают, что лучшая церковная музыка – это традиционные гимны; другие так же уверены, что церковь должна обращаться к каждой отдельной культуре. Некоторые доказывают, что музыкальные инструменты отвлекают от поклонения Богу, другие возражают, что Библия велит нам использовать эти инструменты. Очевидно, мы не можем на одном богослужении успокоить и ублажить всех. Используем мы музыкальные инструменты или не используем, если обе спорящие группы – в одной общине, одна из них может обидеться.

5. Если пытаться скрупулезно исполнить все запреты и ограничения, то может исказиться сама сущность христианской жизни. Некоторые верующие твердо убеждены в том, что нельзя носить джинсы (их считают символом бунтарства), что мужчины не носят длинные волосы или бороду, что женщинам неприлично носить брюки и употреблять помаду, что недопустимо использовать какие-либо музыкальные инструменты в церкви (включая фортепиано и орган), недопустимо читать новые переводы Библии (то есть любой перевод, выполненный после 1611 года), недопустимо петь церковные гимны (разрешаются только псалмы). Когда в общине больше одного человека, в ней есть разные мнения, и отстаивают их со всей искренностью. Если мы слишком озабочены правилами и запретами, то сущность христианской жизни перестает быть тем, чем она должна быть по замыслу Бога. Христос освободил нас для того, чтобы мы были свободными, а не для того, чтобы мы возвращались в рабскую зависимость (Гал. 5:1 ).

У многих христиан из-за неблагоприятных ассоциаций, связанных с их дохристианской жизнью, вызывают беспокойство некоторые виды деятельности, в которых другие люди участвуют совершенно свободно. Из-за личных ассоциаций «камни преткновения» могут возникнуть в том, что само по себе нейтрально. Один консультант рассказывает, что даже веревка может вызывать порочные мысли у садомазохиста. Конечно, мы должны принимать во внимание и его проблему, когда вступаем с ним в какие-либо отношения. Но должны ли все молодежные группы в летнем лагере отказаться от перетягивания каната? Если бы такая ассоциация была широко распространена, то, возможно, – да. Но прежде, чем мы ограничим использование веревок, надо выяснить масштаб проблемы. В пределах нации она касается многих, но на местном уровне, может быть, ею не страдает никто. У одного человека классическая музыка ассоциировалась с пороком, которым он страдал до прихода ко Христу, и он чувствовал, что не имеет права ее слушать. Некоторые перестали играть в спортивные игры, скажем в футбол, поскольку обучение спорту в высшей школе было настолько ориентировано на победу, что и сейчас, когда они участвуют в игре, в них просыпается «инстинкт убийцы».

Однако подобные ассоциации носят настолько индивидуальный характер и настолько разнообразны, что, в сущности, невозможно отказаться от всего того, что на практике их вызывает. Из любви к брату, у которого классическая музыка ассоциируется с духом мира сего, я с радостью воздержался бы от нее, когда он у меня в гостях или в моей машине. Но я не чувствую себя обязанным сжечь свои магнитофонные кассеты с классикой и больше никогда их не слушать. У некоторых людей рок ассоциируется с нехристианским образом жизни. Надо угождать брату в ситуации, касающейся лично его, но его слабость не должна удерживать нас от рок-музыки во всех без исключения ситуациях.

6. Наконец, примеры из Библии, которые мы используем, чтобы убедить и уговорить заблуждающихся, могут побудить нас к таким методам или такому образу жизни, которые некоторым верующим могут показаться сомнительными. Каким образом мы решаем, когда нам осуществлять нашу свободу, а когда ограничивать себя? Для апостола Павла решение зависело отчасти от того, может ли он оказать влияние на заблудшего (1 Кор. 9 ). Он стал как еврей, чтобы лучше оказывать влияние на евреев; он стал как те, кто живет без закона, чтобы воздействовать на тех, кто живет без закона (1 Кор. 9:20-21 ). В первом веке многие использовали расписанный до мелочей фарисейский закон, чтобы осуждать других и поощрять спасение через дела. Другие использовали свою свободу от закона, чтобы удобнее было грешить. Павел знал, что следовать закону или пренебрегать им – само по себе ни ложно, ни правильно; но вообразите себе проблемы, с которыми могли сталкиваться другие. Если бы язычник видел, что Павел неукоснительно соблюдает все еврейские законы, то он легко бы связал его образ жизни с законничеством, распространенным в то время. С другой стороны, иудей мог бы увидеть, что Павел общается с беззаконным язычником, и соблазниться тем, что он пренебрегает важными для иудеев законами. Тогда он и сам мог бы ими пренебречь, хотя для него они были важны и совесть его была бы неспокойна. Однако Павел шел на риск, чтобы оказать влияние на язычника, который мог бы истолковать исполнение закона как законничество.

Сейчас есть неверующие, которые претыкаются о традиционную церковную музыку, считая ее устарелой. Есть и ревностные, активные христиане, которым традиционный стиль богослужения мешает поклоняться Богу. Возможно, они обрели спасение благодаря евангелизации, во время которой – так уж получилось – играли современную музыку. Теперь традиционная музыка ошибочно ассоциируется у них с унынием, однообразием, безжизненностью и лицемерием, и они полагают, что такое богослужение наносит вред их духовной жизни. Это не гипотетическая ситуация. Можно привести много реальных примеров. Удаляя препятствие перед теми, кто не одобряет современную христианскую музыку, мы можем поставить препятствие перед теми, кто не одобряет музыку традиционную. Иисус ел с грешниками, очень хорошо зная, что многие верующие и набожные люди будут оскорблены, но видел, что не самое важное – угодить чрезмерно щепетильным и скрупулезным фарисеям. Он заботился о том, чтобы найти потерянную монету, Он искал одну потерявшуюся овцу, оставив девяносто девять других.

Из-за отдельных людей, считающих, что стиль музыки виноват в их падении, мы не можем парализовать евангелизацию, которая благодаря своей музыке трогает сердца многих. Если бы мы так поступили, возникла бы опасность, что появится камень преткновения для множества людей, которые могут не откликнуться ни на какой другой стиль евангелизации. В конце 60-х и начале 70-х годов некоторые церкви требовали от мужчин, желающих к ним присоединиться, стричься коротко, чтобы волосы не закрывали уши. По крайней мере, одна церковь зашла так далеко, что поставила у себя парикмахерское кресло, чтобы это гарантировать. Интересно, сколько человек это кресло отпугнуло, когда они размышляли над благодатным словом проповедника? Знаменитого английского проповедника Чарльза Г. Спёрджена жестоко осуждали за то, что он использовал для своих служб лондонский мюзик-холл «Сёрри Гарденз» (Surrey Gardens), но на карту было поставлено нечто более важное: церкви не могли вместить людей, приходивших его послушать. Несмотря на противодействие и вражду, он оставался в этом зале.

Некоторых людей задело, что Уильям Бут, основатель Армии спасения, использовал светские мелодии и музыкальные инструменты. Но в этом случае речь тоже шла о более важном: затронуть сердца всех тех, кто не откликался на традиционные формы евангельской проповеди. Людей, обратившихся благодаря проповеди Бута, очень много, однако церковное руководство еще не понимало первенства евангельской проповеди при выборе методов служения. Сегодня церкви, вводящие у себя новшества, затрагивают сердца множества людей благодаря концертам современной музыки и церковному богослужению, которые обращены к тем частям нашего общества, которых евангельская проповедь еще не затронула. Если бы из уважения к недовольным концертов не было, вообще весьма сомнительно, что евангельская проповедь когда-либо достигла бы этих неверующих людей.

Краткий итог

Мы видели, что наш ответ тем, кто возражает против современных видов музыки, совсем не так прост, как многим кажется. Наша главная цель – возрастание и укрепление собратьев по вере, согласие и мир, убеждение заблудших. Для всего этого мы иногда должны жертвовать собственными правами.

Если традиционно ориентированная церковная община совершенно ясно дала понять пастору, вводящему новшества, что популярные виды музыки мешают ее членам поклоняться Богу, то пастор поступит благоразумно, не используя современных форм, либо ограничив их рамками специальных служений, адресованных конкретной аудитории, либо, наконец, перейдя в другую церковь, в которой эти формы возможны.

Иногда вопрос о том, какая музыка уместна, а какая – нет, надо решать, исходя из конкретной ситуации, связанной с проповедью Евангелия. А иной раз сверхщепетильного брата приходится воспитывать ради блага всей Церкви.

Христианский рок – это камень преткновения? Да, так бывает. Но то же самое можно сказать об органе, галстуках, классической музыке и игре в домино. Только если мы с молитвой делаем в каждой ситуации все, что нам рекомендует Слово Божье, можем мы рассчитывать на то, что мы живем и действуем в полном согласии с Божьей волей.

Содержание

Личностные черты человека становятся очевидными после позднего подросткового периода и либо остаются на протяжении жизни неизменными, либо немного изменяются или угасают с возрастом. Диагноз расстройство личности (код по МКБ-10) – это несколько видов психических патологий. Данный недуг затрагивает все сферы жизни человека, симптомы которого приводят к выраженному дистрессу и нарушению нормальной работы всех систем и органов.

Что такое расстройство личности

Патология характеризуется поведенческой тенденцией человека, которая существенно отличается от принятых культурных норм в социуме. У пациента, страдающего этой психической болезнью, наблюдается социальная дезинтеграция и сильный дискомфорт при общении с другими людьми. Как показывает практика, специфические признаки расстройства личности возникают в подростковом возрасте, поэтому поставить точный диагноз можно только в 15-16 лет. До этого психические отклонения связаны с физиологическими изменениями в организме человека.

Причины

Психические расстройства личности возникают по разным причинам – от генетических предрасположенностей и родовых травм до перенесенного насилия в разных жизненных ситуациях. Нередко болезнь возникает на фоне пренебрежения ребенка родителями, надругательства интимного характера или проживания малыша в семье алкоголиков. Научные изыскания показывают, что мужчины более подвержены патологии, чем женщины. Факторы риска, провоцирующие болезнь:

  • склонность к суициду;
  • алкогольная или наркотическая зависимость;
  • депрессивные состояния;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • шизофрения.

Симптомы

Люди, у которых наблюдается расстройство личности, характеризуются антисоциальным или неадекватным отношением ко всем проблемам. Это провоцирует сложности в отношениях с окружающими людьми. Больные не замечают своей неадекватности в поведенческих паттернах и мыслях, поэтому самостоятельно очень редко обращаются за помощью к профессионалам. Большинство индивидов с патологиями личности недовольны своей жизнью, страдают от постоянного повышенного беспокойства, плохого настроения, нарушения пищевого поведения. К основным симптомам болезни относят:

  • периоды утраты реальности
  • сложность во взаимоотношениях с партнерами по браку, детьми и/или родителями;
  • чувство опустошения;
  • избегание социальных контактов
  • неспособность справляться с негативными эмоциями;
  • наличие таких чувств, как ненужность, тревожность, обида, гнев.

Классификация

Чтобы поставить диагноз личное расстройство по одному из МКБ-10, надо, чтобы патология удовлетворяла трем или более из перечисленных критерий:

  • расстройство сопровождается ухудшением профессиональной продуктивности;
  • психические состояния приводят к личностному дистрессу;
  • аномальное поведение является всеобъемлющим;
  • хронический характер стресса не ограничивается эпизодами;
  • заметная дисгармония в поведении и личностных позициях.

Болезнь классифицируют еще по DSM-IV и DSM-5, группирующие все расстройство на 3 кластера:

  1. Кластер А (эксцентричные или необычные расстройства). Их подразделяют на шизотипическое (301.22), шизоидное (301.20), параноидное (301,0).
  2. Кластер В (колеблющиеся, эмоциональные или театральные расстройства). Они делятся на антисоциальные (301.7), нарциссические (301.81), истерические (201,50), пограничные (301.83), неуточненные (60,9), расторможенные (60,5).
  3. Кластер С (панические и тревожные расстройства). Они бывают зависимыми (301,6), обсессивно-компульсивными (301.4), избегающими (301. 82).

В России до принятия классификации по МКБ существовала своя ориентация личностных психопатий по П. Б. Ганнушкину. Использовалась система известного российского психиатра, разработанная доктором еще в начале 20 века. Классификация включает в себя несколько типов патологий:

  • неустойчивый (безвольный);
  • аффективный;
  • истерический;
  • возбудимый;
  • параноидный;
  • шизоидный;
  • психастенический;
  • астенический.

Виды расстройства личности

Распространённость заболевания достигает до 23% ото всех психических расстройств человеческой популяции. Патология личности имеет несколько видов, которые различно по причинам и симптомам проявления болезни, способу интенсивности и классификации. Разные формы расстройства требуют в лечении индивидуального подхода, поэтому к постановке диагноза следует отнестись с особой внимательностью, чтобы избежать опасных последствий.

Транзиторное

Это нарушение личности представляет собой парциальное расстройство, возникающее после сильных стрессов или моральных потрясений. Патология не приводит к хроническому проявлению болезни и не является тяжелым психическим недугом. Транзисторной расстройство может длиться от 1 месяца до 1 дня. Затяжные стрессы провоцируются при следующих жизненных ситуациях:

  • регулярное перенапряжение из-за конфликтов на работе, нервной обстановки в семье;
  • утомительное путешествие;
  • прохождение бракоразводного процесса;
  • вынужденное расставание с любимыми;
  • нахождение в тюрьме;
  • домашнее насилие.

Ассоциативное

Характеризуется быстрым течением ассоциативных процессов. У больного мысли настолько быстро сменяют другу, что он не успевает их проговаривать. Ассоциативное расстройство проявляется в том, что у пациента мышление становится поверхностным, Больной склонен к ежесекундному переключению внимания, поэтому очень сложно уловить смысл его речи. Патологическая картина болезни проявляется и в замедлении мышления, когда больному очень трудно переключиться на другую тему, невозможно выделить основную мысль.

Когнитивное

Это нарушение в познавательной сфере жизни. В психиатрии указывается на такой важный симптом когнитивного расстройства личности, как снижение качества работоспособности мозга. При помощи центрального отдела нервной системы у человека происходит постижение, взаимосвязь и взаимодействие с окружающим миром. Причинами когнитивного нарушения личности может быть множество патологий, отличающимися условием и механизмом возникновения. Среди них понижение массы мозга или атрофия органа, недостаточность его кровообращения и прочие. Основные симптомы болезни:

  • ухудшение памяти;
  • трудности с выражением мыслей;
  • ухудшение концентрации внимания;
  • сложности в подсчете.

Деструктивное

В переводе с латинского слово «деструктивность» означает разрушение структуры. Психологический термин деструктивное расстройство указывает на отрицательное отношение индивидуума к внешним и внутренним объектам. Личность блокирует у себя выход плодотворной энергии из-за неудач в самореализации, оставаясь несчастной даже после достижения цели. Примеры деструктивного поведения метапсихопата:

  • разрушение естественной среды (экоцид, экологический терроризм);
  • порча произведений искусства, памятников, ценных предметов (вандализм);
  • подрыв общественных отношений, социума (теракты, военные действия);
  • целенаправленное разложение личности другого человека;
  • уничтожение (убийство) другого человека.

Смешанное

Это тип нарушений личности учеными изучен меньше всего. У больного проявляется то один, то другой вид психологических расстройств, не носящих стойкого характера. По этой причину смешанное нарушение личности называется еще и мозаичной психопатией. Неустойчивость характера у пациента появляется из-за развития некоторых видов зависимости: игровой, наркомании, алкоголизма. Психопатические личности нередко соединяет параноидальные и шизоидные симптомы. Пациенты страдают повышенной подозрительностью, склонны к угрозам, скандалам, жалобам.

Инфантильное

В отличие от других видов психопатии, инфантильное расстройство характеризуется социальной незрелостью. Человек не может противостоять стрессу, не умеет снимать напряжение. В сложных ситуациях индивидуум не контролирует эмоции, ведет себя как ребенок. Инфантильные расстройства впервые возникают в подростковом периоде, прогрессируя по мере взросления. Пациент даже с возрастом не учится контролировать страх, агрессию, тревогу, поэтому им отказывают в групповой работе, не берут на военную службу, в полицию.

Гистрионическое

Диссоциальное поведение при гистрионическом расстройстве проявляется в поиске внимания и повышенной эксцессивной эмоциональности. Пациенты постоянно требуют от окружения подтверждения правильности своих качеств, действий, одобрения. Это проявляется в более громком разговоре, сильно звонком смехе, неадекватной реакции, чтобы любой ценой сконцентрировать на себе внимание окружающих. Мужчины и женщины с гистрионическим нарушением личности неадекватно сексуальны в одежде и с эксцентричным пассивно-агрессивным поведением, что является вызовом для общества.

Психоневротическое

Отличие психоневроза состоит в том, что пациент не теряет контакта с реальностью, полностью осознавая свою проблему. Психиатры разделяют три вида психоневротических расстройства: фобия, навязчивые состояния и конверсионная истерия. Спровоцировать психоневроз могут большие умственные или физические нагрузки. Часто с таким стрессом сталкиваются первоклассники. У взрослых психоневрологические потрясения вызывают такие жизненные ситуации:

  • заключение брака или развод;
  • смена работы или увольнение;
  • смерть близкого человека;
  • неудачи в карьере;
  • нехватки денег и другие.

Диагностика расстройства личности

Основные критерии дифференциальной диагностики личностного расстройства – это плохое субъективное самочувствие, потеря социальной адаптации и работоспособности, нарушения в других сферах жизни. Для правильной постановки диагноза врачу важно определить устойчивость патологии, учесть культурные особенности пациента, сравнить с другими видами психических отклонений. Основные диагностические инструменты:

  • контрольные списки;
  • опросники для определения самооценки;
  • структурированные и стандартизированные интервью пациента.

Лечение расстройства личности

В зависимости от атрибуции, коморбидности и степени тяжести заболевания, назначается лечение. Медикаментозная терапия включает в себя прием серотониновых антидепрессантов (Пароксетин), атипичных антипсихотиков, (Оланзапин) и солей лития. Психотерапия проводится в попытках изменить поведение, наверстывании пробелов воспитания, поиске мотиваций.

Видео: личностные расстройства

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Виды психических личностных расстройств - признаки, симптомы, диагностика и лечение

    Моральное разложение - ♦ (ENG moral corruption) состояние людей, к рые находятся под столь сильным влиянием греха, что не в состоянии совершать правильный этический выбор при решении нравственных проблем …

    moral corruption - Моральное разложение … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Деморализация - моральное разложение, упадок нравственности, дисциплины, духа. При Д. личного состава войска утрачивают необходимые боевые качества. Д. обычно подвергаются армии, ведущие несправедливую, захватническую, реакционную войну, цели которой… … Словарь военных терминов

    Деморализация Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ - моральное разложение, утрата нравственных критериев, упадок духа, дисциплины … Педагогический словарь

    - (франц. demoralisation, от de от, и лат. moralis, от mosmoris нрав). Развращение нравов, упадок нравственности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ развращение нравов, понижение… … Словарь иностранных слов русского языка

    И; ж. [франц. démoralisation] 1. Упадок нравственности, моральное разложение. Д. общества. Д. молодёжи. Д. нравов. 2. Упадок дисциплины, силы духа, потеря способности к действию. Д. войск противника. Д. коллектива. * * * ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ… … Энциклопедический словарь

    I. Литература шляхетской Польши. 1. Средневековая Польша (X XV вв.). 2. Шляхетская Польша (конец XV и XVI вв.). 3. Разложение шляхты (XVII в.). 4. Разложение шляхетского государства (XVIII в.). II. Польская литература нового времени. 1.… … Литературная энциклопедия

    Пповесть, имеющая подзаголовок «Чудовищная история». При жизни Булгакова не публиковалась. Впервые: Студент, Лондон, 1968, №№ 9, 10; Грани, Франкфурт, 1968, № 69; Булгаков М. Собачье сердце. Лондон, Flegon Press, 1968. Впервые в СССР:… … Энциклопедия Булгакова

    - [дэ], деморализации, мн. нет, жен. (франц. demoralisation) (книжн.). 1. Упадок нравственности, моральное разложение. Взяточничество свидетельствовало о полной деморализации служащих. 2. Упадок духа, дисциплины, разложение. Деморализация царской… … Толковый словарь Ушакова

    У этого термина существуют и другие значения, см. План Даллеса (значения). План Даллеса (Доктрина Даллеса) описанный в популярной в России теории заговора план действий США против СССР в эпоху холодной войны, заключающийся в скрытом… … Википедия

Книги

  • Элиза Ожешко. Собрание сочинений (комплект из 4 книг) , Элиза Ожешко. Элиза Ожешко (1841-1910) - польская писательница белорусского происхождения. Творчество Элизы Ожешко вместе с произведениями ее талантливых современников Генрика Сенкевича и Болеслава Пруса…

Разложение личности и внутренняя жизнь

Мы далеко еще не освободились от власти отошедшей эпохи - той, что завершилась Войною, - и во многом мы все еще только покорные продолжатели основных тенденций ненавистного 19-го века. В частности, чувство личности, как оно определилось в ту эпоху, в значительной мере остается господствующим и теперь. Его основная особенность - это решительное перенесение центра тяжести извне - во внутрь. Отсюда, расцвет так называемой «внутренней жизни» и, как его последствие, некий основной разлад: сознательно-принятая и оправдываемая несогласованность между нашим Я и его проявлениями в мире.

Правда, разлад этот намечался уже давно, но лишь в 19-м веке он становится господствующим явлением и даже провозглашается нормою всякой подлинной жизни. В довоенные десятилетия он достигает своих предельных форм, а в наши дни - очень медленно - идет на убыль.

Рассмотрим сначала это явление на крайне упрощенном и схематизированном примере.

Некто X. («средний» человек 19-го столетия) спит, ест, ходит на службу туда-то и т. д…. Допустим, что подобным образом нам даны все внешние проявления его личности. Знаем ли мы Икса? Оказывается, нет. Ибо X. решительно откажется отождествить себя со своими собственными обнаружениями. Настоящий X. нечто иное и большее: он собственно и начинается только там, где эти обнаружения кончаются. Место, которое он занимает во вселенной, - в значительной мере случайное: оно не определено всецело его внутренней сущностью. Действия, которые заполняют каждый день его жизни, всю его жизнь, - отнюдь не являются адекватным выражением его действительных желаний, вкусов, мыслей - словом, его подлинного Я. Это Я живет скрытно, как-то в стороне от своих же собственных актов, почти в них не участвуя.

Итак, X. верит, что он есть нечто совершенно иное, нежели то, чем он является во вне. Он мыслит, чувствует, страдает, радуется, - и все это почти ни в чем не изменяет хода его жизни, которая предоставлена своей инерции и движется по каким-то своим, чуждым ему, законам. Он живет одновременно как бы в двух несоизмеримых планах. У него нет силы согласовать свои поступки со своим душевным состоянием, но он ни за что не откажется и от душевных состояний, поскольку те явно опровергаются его же собственными поступками. Он принимает разделение и, в конце концов, начинает находить в нем особую, болезненную сладость. Притом же, у него всегда есть под рукой разнообразные и дешевые суррогаты жизни, избавляющие от надобности действительно жить: роман, газеты, алкоголь… Ими он и питает свою «внутреннюю жизнь». И «внутренняя жизнь» усложняется, крепнет за счет внешней и, в конце концов, уклоняет все активные энергии его существа от действия (которое требует решимости и выбора) к мечтательному самоуглублению (которое требует только косности). Несогласованность между внешним и внутренним растет, и чем дальше, тем труднее восстановить единство.

Накопляя свои внутренние сокровища, X. лишь идет по линии наименьшего сопротивления. И при этом его притягательное бессилие оправдывает себя услужливой софистикой: он гордо верит, что эти мнимые богатства законно избавляют его от необходимости бороться с действительной скудостью его жизни.

Что X. совсем не исключение, - тому свидетельством чуть не вся художественная литература 19-го века. Более того - X. герой этой литературы. То, что он живет в разладе с самим собой и своей жизнью опровергает самого себя, - вызывает умиление. Наоборот, какой-нибудь Y., который смеет быть тем, что он есть и адекватно выражает свою (обычно ничтожную, но зато реальную) сущность, - Y. вызывает негодование и презрение. Кончается тем, что Y. сам начинает стесняться своей цельности и хочет уверить себя и других, что и он не без разлада: занимаюсь, де, коммерческим представительством, но ежели б вы заглянули в мою душу… и т. д. В конце концов, Y. и на самом деле заболевает внутренней жизнью, и эпидемия растет.

Для того чтобы обозначить этого рода явления, Жюль де Готье даже придумал слово «боваризм» (в честь флоберовской героини, которую он считает классическим выражением этого разлада). Слово привилось, - лишнее доказательство того, что оно выражает существенный факт. Впрочем, сам Готье видит здесь не временную аномалию, но некий основной и извечный закон; его определение «боваризма» таково: всякое бытие сознает себя иным, чем оно есть в действительности. Если несколько видоизменить эту формулу, звучащую чуть не по-гегелевски, и должным образом ограничить сферу ее применения, то получается простое и несомненное утверждение: человек 19-го века обыкновенно не смеет быть тем, чем он себя сознает, и не хочет сознавать себя тем, что он есть.

Рассмотренный нами случай - простейший и банальный. Но на верхах культуры и жизни разлад еще глубже. Здесь он принимает разнообразные и крайне сложные формы, тем более опасные и заразительные, что у поэтов и философов они облекаются всеми соблазнами таланта и изощренной диалектики. Искусство и философия превращаются в могучие наркотики. Техника забвения достигает высокого совершенства. Не жить, не действовать, не хотеть; создать в себе самом пленительный и призрачный мир, всецело покорный твоему капризному произволу, - затвориться в нем!

Впрочем, внешняя жизнь такого человека может быть иногда крайне сложной и богатой событиями. Но это ничего не меняет. Все эти события для него лишь острые возбудители, которыми он неустанно раздражает, тревожит и усложняет свою внутреннюю жизнь. Он может менять страны, города, любовниц. Но где бы он ни был, с кем бы ни был, - всюду, всегда он ищет только себя: свою грусть, свою гордость, свою радость, свое отчаяние. Только они ему и нужны. Он безысходно заточил себя в своей внутренней тюрьме. Все многообразие мира для того, чтобы вновь и вновь, во все новых условиях, по все новому поводу, разнообразить, изощрять и дегустировать свои реакции на мир. То есть, он уже не живет в мире, уже не судит мира, но лишь забавляется его капризными отображениями в себе самом.

Возможен и обратный случай. Вместо того чтобы укрыться от внешней жизни, можно, наоборот, стать «человеком действия», но только затем, чтобы забыть себя, уйти от мучительного ритма своего раскрепощенного сознания, потерять себя в событиях и делах…

Во всех этих случаях обнаруживается одно: форма личности (то, как она проявляет себя вовне) и ее содержание (то, как она сама сознает себя изнутри), - иначе говоря, действие и сознание - перестали быть двумя нераздельными аспектами единого Я. Потеряв свое единство, личность теряет и свою живую связь с миром. И причина всего этого - так называемое «богатство внутренней жизни», которым так гордился человек 19-го века.

Но что такое «внутренняя жизнь»? Это сознание, утерявшее прямое соприкосновение с реальностью, сделавшееся самоцелью и переставшее поэтому быть силой, оформляющей жизнь.

Дерево, которое растет и, покорное ритму времен, медленно развертывает свою сущность в зримый образ; стервятник, плавно кружащий и круто падающий на добычу; жаворонок, взмывающий в лазурь, и хищник, собравшийся для стремительного прыжка, - все они цельно и без остатка присутствуют в каждом своем акте, их существо всецело осуществляет себя в любой данный момент своего бытия. Отсюда то впечатление недостижимого, как бы божественного совершенства, которое поражает нас в формах и явлениях космической жизни.

Здесь облик и сущность, орган и его функция, желание и акт, чувство и выражение, бытие и явление - словом, внешнее и внутреннее - неразделимо одно. То есть форма здесь вовсе не чуждая оболочка, облекающая и скрывающая содержание, а наоборот - его чистейшее выражение. Скрытая сущность восходит к зримому облику, бытие расцветает явлением и радостно обличает себя в нем до последних глубин.

Природа и есть неустанное творческое прорастание незримого в зримое, живое тождество внешнего и внутреннего. Это внушило Гете знаменательную формулу, которая послужит как бы лейтмотивом дальнейшего изложения:

Ничто не внутри, ничто не вовне, Ибо все, что внутри, - вовне!

Но из этого существенного единства, из этой живой цельности космоса человек чувствует себя как бы исключенным:

Невозмутимый строй во всем,

Согласье полное в природе;

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?..

Да, откуда возник разлад? Какой новый фактор вырос и словно клином вошел между нами и нашими актами, между нашим внутренним Я и его зримым обнаружением в мире, - и разорвал наше древнее единство? Имя этому новому фактору - сознание.

Но что такое сознание? Возможность колебания и выбора, т. е. свобода.

Выражаясь точнее, сознание - как отчасти и определяет его Бергсон - есть не что иное, как возможность выбирать между несколькими, равно осуществимыми, актами. Там, где внешнее воздействие, желание или представление автоматически, с необходимостью вызывают акт, - там сознанию, в собственном смысле, нет места. Между желанием (или внешним поводом) и сопутствующим ему актом не происходит никакой задержки, никакого колебания. Отсюда то впечатление цельности и совершенства в природных явлениях, о которых я говорил. И отсюда же - возможность разлада в человеке. Возможность, но еще не факт.

Ибо сознание есть свобода, а всякая свобода двойственна. С одной стороны, оно - положительная свобода выбирать между возможностями, т. е. сознательно и твердо перейти от переживания к акту, иначе говоря: вольным усилием утвердить свое единство.

Но, с другой стороны, сознание есть и отрицательная свобода: свобода уклониться от активного выбора, остановиться на переходном моменте, т. е. предаться бесплодному созерцанию неосуществляемых или неосуществимых возможностей. Это значит - отдаться самосознанию без самоосуществления, т. е. «внутренней жизни».

Итак, то единство, которое дано всему сущему самым фактом его бытия, - человек должен его силою завоевать и волею осуществить. Ему одному предоставлена высокая и опасная свобода: он волен быть или не быть цельным.

Вот почему приведенные только что слова Гете, которые лишь устанавливают факт, наличествующий в космической жизни, по отношению к человеку звучат как призыв и долженствование.

Определив функцию сознания как выбор между несколькими возможными актами, мы тем самым установили и его нормальную функцию. Оно - лишь обратная сторона акта, лишь переходное состояние, как бы предварительная стадия готовящегося и назревающего действия. И только по отношению к этому - им предваряемому - действию сознание получает свой смысл и свое место. Если же оторвать его от акта, к которому оно тяготеет как к своему нормальному завершению, и превратить в самоцель, - тогда и возникает «внутренняя жизнь» и, как ее неизбежное следствие, разрыв между формою и содержанием личности.

Подчеркиваю, что именно это я разумею под «внутренней жизнью» (т. е. сознание, ставшее самоцелью, самосознавание помимо самоосуществления). Если же этого нет, если оно властно тяготеет к акту и с ним нераздельно, то неуместно говорить о «внутренней жизни», это уже просто жизнь, т. е., в согласии с предыдущим: творческое тождество внешнего и внутреннего, неустанное прорастание незримого в зримое.

Но как слагается эта «внутренняя жизнь» и где ее исток? Ответ покажется, на первый взгляд, несколько странным.

Внутренняя жизнь зарождается из трусливого сластолюбия и бессильной жадности. Этими же чувствами она питается и живет.

В самом деле, ведь прорастание сознания в акт, внутреннего во внешнее, как мы только что видели, осуществляется в выборе. А «выбрать», по прямому смыслу слова, это значит: утвердить одни возможности, мужественно отвергнув другие, неисчислимые. Ибо, чтобы только одна из них стала действительностью, приходится отказаться от множества других. Итак, действительный выбор предполагает прежде всего готовность к отречению.

Если этой готовности нет, если дух сластолюбиво и жадно цепляется за все раскрывающиеся перед ним противоречивые возможности и не хочет ничем поступиться из этого, еще призрачного, богатства, - тогда ему остается только одно: уклониться от осуществления (ибо таковое ведь предполагает отказ от многого и желанного). И вот он останавливается на переходном моменте сознания и предается любованию возможностями ради них самих.

Ведь поступившись осуществлением, дальше уже ничем поступаться не приходится: во «внутренней жизни» все смешивается, все сочетается, все воссоединяется, самые противоречивые элементы уживаются рядом и сладостно восполняют друг друга - только бы не пытаться их осуществить!

Так сластолюбец населяет свой душевный мир этими мертворожденными актами - призраками актов, которым не суждено стать действительностью - и услаждается ими втихомолку. Сферу сознания - где через отречение должен осуществляться выбор - оно превращает в место болезненных услаждений, а мысль - в пустую игру духа с самим собой.

Итак, «внутренняя жизнь» не имеет собственно никакого положительного содержания. Она слагается - каждый может проверить это на себе самом - из образов того, что неосуществимо или не осуществилось, чего мы не умеем или не смеем или не хотим осуществить, - но от чего мы все-таки не решаемся до конца отказаться, властно оттолкнуть в забвение. Наоборот, мы тщательно культивируем эти образы; отвращаясь от мира, мы жадно всматриваемся в их смутное протекание и ищем в нем - свое Я. Погружаясь в эту мелькающую муть, мы верим, что «погружаемся в себя» - в свою сокровенную и существенную глубину…

Знаменательно, что как раз в те моменты высшего напряжения, когда человек бывает в наибольшей степени собою, он менее всего думает о себе: его взор обращен не внутрь, на свое Я, но вовне, в мир, на объект действия. Он весь в своем акте. И так бывает во всех сферах жизни: все равно, будь то теолог, размышляющий о природе первородного греха, или начальник, ведущий в атаку свой эскадрон, хирург, оперирующий больного, или любовник в постели своей возлюбленной. Внутреннее конкретно отождествляется с внешним; чувство себя, своей цельности и полноты пронизывает самый акт, нераздельно сопутствует его ритму и, как острый привкус, сопровождает его осуществление.

Всякий, в той или иной форме, изведал это и может вспомнить, что это, настоящее, чувство личности менее всего похоже на самоуглубление и самосозерцание. Нет, для самоуглубления и самосозерцания надо предварительно распуститься, размякнуть, т. е. уже перестать быть собою. Поэтому немудрено, что все самосозерцатели, пускавшиеся на поиски собственного Я через самоанализ и интроспекцию, никакого Я в конце концов не находили: под их ищущим взором оно неизменно распадалось на душевные атомы, на какие-то психические клочки и обрывки, не связанные ни в какое единство. Вся художественная литература психологически-аналитического склада, завершенная Прустом, иллюстрирует это явление, смысл которого можно резюмировать словами одного из ее характерных представителей - Амиэля: «Через самоанализ я упразднил себя». Под влиянием этой литературы многие решительно провозгласили, что личность лишь фикция, миф, понятие юридического происхождения или пустое собирательное имя для ничем между собою не связанных психологических состояний.

Что «внутреннего Я» не нашли, это понятно, ибо такового действительно нет. Я - субъект действия и, постольку, наличествует только в действии, раскрывает себя только в нем. Оно не есть нечто чисто внутреннее, столь же мало, впрочем, как и нечто чисто внешнее. Как каждый акт подлинной жизни, как сама жизнь, личность есть тоже живое тождество внешнего и внутреннего.

Поскольку это тождество нарушено, личности уже нет. Остается только материал, из которого она может быть создана: разрозненные психологические состояния и случайные, не связанные с ними, акты. Поэтому бессмысленно было искать в себе единство личности, которое сам же разрушил, и удивляться потом, что его не находишь.

Это единство нельзя просто найти в себе в готовом виде, его можно только осуществить: неустанным усилием возводить свою скрытую сущность в свое зримое обнаружение, всей волей, всем сознанием прорастать в акт, в действие, в мир. - Чтобы все, что внутри, было вовне.

Из книги Капитал автора Маркс Карл

2) РАЗЛОЖЕНИЕ МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ У СМИТА НАv+m. Согласно догме А. Смита, цена, или «меновая стоимость» («exchangeable value») каждого отдельного товара, а следовательно, и всех вместе взятых товаров, составляющих годовой продукт общества (он правильно повсюду предполагает

Из книги Оседлать тигра автора Эвола Юлиус

РАЗЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДА

Из книги Демократия и тоталитаризм автора Арон Реймон

РАЗЛОЖЕНИЕ ЗНАНИЯ - РЕЛЯТИВИЗМ

Из книги Ницше. Введение в понимание его философствования автора Ясперс Карл Теодор

22. Разложение современного искусства Говоря о современном искусстве, необходимо прежде всего упомянуть свойственную ему в целом тенденцию к отражению так называемых «душевных переживаний», которая является характерным выражением женской духовности, не желающей

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

Х. Неизбежно ли разложение? Неизбежно ли разложение конституционно-плюралистических режимов? Что ждет разложившийся режим? Дано ли ему продлить свое существование, или же его неизбежно сметет какая-нибудь революция? Это - классические вопросы в политической литературе.

Из книги Введение в философию религии автора Мюррей Майкл

XI. Разложение французского режима В предыдущей главе я рассматривал проблему разложения конституционно-плюралистических режимов. При этом я исходил из трех гипотез: саморазрушение, растущая уязвимость режима, отсутствие эволюции в строго определенном направлении. В

Из книги Этика. Очерк о сознании Зла автора Бадью Ален

Разложение разума Разум вообще ставится под сомнение не тем, что Ницше осознаёт границы науки, но, пожалуй, тем, что истину он толкует как мнимость и круг снятия всякой истинности, в некотором роде самоубийственного, повторяется во всё новых формах. Идёт ли речь о морали, о

Из книги Душа человека автора Франк Семен

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура - это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

Из книги Огненный Подвиг. часть II автора Уранов Николай Александрович

9.3. Жизнь после смерти и тождество личности Итак, мы рассмотрели несколько разных концепций продолжения жизни после смерти, а кроме того, кратко обсудили вопрос, какого рода существами - материальными или нематериальными - мы являемся. Теперь мы уже готовы обратиться к

Из книги Бытие как общение автора (Зизилуас) Иоанн

4. Этика как разложение религии Чем же может стать эта разновидность, если постараться устранить или хотя бы замаскировать ее религиозное значение, целиком сохранив абстрактную схему ее внешней организации («признание другого» и т. п.)? Ответ ясен; чепухой на постном

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

II. Слитность душевной жизни с абсолютным бытием и внутренняя духовная жизнь Какое теоретическое, объективное значение имеет эта своеобразная сторона нашей душевной жизни? Что она сама по себе, в качестве переживания или определенной черты душевной жизни, есть

Из книги Империя автора Хардт Майкл

IV. Духовная жизнь, как единство жизни и знания Творчески-объективное значение личности, как единства духовной жизни Здесь, в лице этих элементарных, общедоступных и для эмпирической психологии все же столь непостижимых явлений так называемого «вчувствования», лежит,

Из книги автора

ВОЗНОШЕНИЕ ИЛИ РАЗЛОЖЕНИЕ Тайны и молчание окружают вопросы пола. Всякое обсуждение этих вопросов усиливает давление половой энергии. Не только обсуждение, но и одиночное размышление на эту тему вызывает прилив похоти. Все люди интуитивно чувствуют, что ПОЗОРНО

Из книги автора

1. От маски к личности: Зарождение онтологии личности 1. Многие писатели представляют древнегреческую мысль в основном"без -личностной". В её платоновском варианте всё конкретное и"индивидуальное"в конечном итоге относится к абстрактной идее, которая составляет ее

Из книги автора

10. Тоталитарное разложение души Тоталитарный режим действует разлагающе на души людей, навязывая им целый ряд болезненных уклонов и стереотипов, которые, как волны в ветреную погоду, распространяются в виде психической заразы и въедаются в ткань души. К ним, говорит И.А.

Из книги автора

4.2 Порождение и разложение Нельзя пропить каплю американской крови, не пролив при этом кровь целого мира… Наша кровь как течение Амазонки, образованное тысячей величественных потоков, сливающихся воедино. Мы не столько нация, сколько целый мир; ибо пока мы не назовем